С 1 ноября 2024 года вступили в силу новые требования, предъявляемые к организаторам сервисов обмена мгновенными сообщениями и владельцам социальных сетей. Эти меры направлены на пресечение недобросовестного распространения информации анонимными источниками.
Вступают в силу новые правила, регулирующие деятельность публичных интернет-каналов. Владельцы публичных каналов, аудитория которых превышает 10 тысяч пользователей, обязаны предоставить в Роскомнадзор базовую информацию о себе и своём канале, включая контактные данные. Это можно сделать через портал «Госуслуги», официальный сайт Роскомнадзора, а также с помощью специального чат-бота в социальной сети.
После регистрации в реестре социальных сетей, публичный канал будет отмечен специальным знаком и снабжён уникальной ссылкой, позволяющей удостовериться в его легитимности. Более того, автор канала сможет самостоятельно разместить эту ссылку на своей странице.
В случае, если публичный канал будет зарегистрирован в указанном реестре, он получит право размещать рекламу российских компаний и принимать пожертвования от пользователей. В противном случае, канал не сможет осуществлять подобную деятельность, а также другим пользователям будет запрещено репостить его сообщения.
«Гражданин, воспринимая информацию, должен осознавать, из какого источника она исходит. В случае с традиционными СМИ, такими как печатные издания или телевизионные каналы, источник информации известен: это владельцы издания, главные редакторы и прочие участники процесса. Однако в случае с Telegram-каналами всё обстоит иначе. Их влияние огромно, но ответственность за публикуемую информацию отсутствует.
Закон направлен на то, чтобы, используя мягкие методы регулирования, обеспечить предоставление этой информации пользователям», — так объяснил суть нововведения глава Роскомнадзора Андрей Липов в интервью «Российской газете».
В то же время он высказал предположение, что для администраций социальных сетей и других платформ не возникнет затруднений при выполнении требований законодательства.
«Они и сейчас маркируют каналы как Fake, Scam и тому подобное. Они умеют это делать», — добавил Липов.
Данные владельца ресурса будут храниться в зашифрованном виде. Через форму на сайте Роскомнадзора или уникальную ссылку в канале можно будет узнать о включении канала в перечень.
«Новые требования для крупных каналов в соцсетях направлены на борьбу с анонимностью, которая позволяет преступникам распространять фейки и дезинформацию. Пользователи будут видеть, что канал не маркируется, что может снизить доверие к его информации. В идеале такие каналы должны блокироваться, так как честные владельцы крупных ресурсов войдут в перечень РКН и продолжат работать открыто», – заявил депутат Госдумы Антон Немкин.
«Закон получился максимально прост и дружелюбен к блогерам: набор данных минимален, требование о предоставлении IP-адреса больше не предъявляется», — отмечает замглавы Комитета Госдумы по информполитике, глава РОЦИТ Антон Горелкин.
Закон должен сделать рынок распространения информации более прозрачным, регулируя его мягко.
Он уверен, что владельцы каналов оперативно предоставят необходимые данные в Роскомнадзор, и ведомство не будет применять меры в виде запрета на рекламу. Приказы правительства сняли множество вопросов, уверена Таня Иванова, президент Ассоциации блогеров и агентств.
«Мы поддерживаем данную инициативу и мотивы Роскомнадзора ясны, потому что государство и рынок в части саморегулирования продолжают двигаться в сторону обеления. По мимо этого данная инициатива поможет бороться с мошенниками, которые выдают себя за администраторов каналов, также с точки зрения выявления нарушителей авторских прав это тоже положительная точка для рынка. Рисков для добросовестных участников рынка нет. Безусловно, у рынка уже возникают множество вопросов, такие как — нужно ли регистрировать коммерческие блоги, когда в приказах указаны персональные страницы или о целесообразности плашек о включении в реестр каналов. Но мы уверены, что на опыте маркировки Роскомнадзор активно будет общаться с рынком и большая часть вопросов будет урегулирована», -заявила Иванова «РГ».
Еще одна норма, вступающая в силу, касается мессенджеров и других сервисов обмена мгновенными сообщениями. Организаторы обязаны не допускать получение электронных сообщений от пользователей, которые сервисом не определены, без согласия пользователя. Эта мера призвана защитить пользователей от спама.