Всемирный день защиты прав потребителей проводится ежегодно 15 марта, начиная с 1983 года, а с 1992 года широко отмечается и в Российской Федерации. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций — Consumers International (CI) каждый год определяет тематику Всемирного дня защиты прав потребителей.
Международная организация потребителей объявила, что девизом Всемирного дня защиты прав потребителей в 2023 году является расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии.
Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
— энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
— энергетически чистый транспорт;
— чистое электроснабжение.
Ключевые характеристики чистой энергии – это:
Устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников.
Инклюзивность и справедливость – люди во всем мире имеют доступ к энергетическим услугам, которые удовлетворяют их основные потребности на справедливой и равноправной основе; наиболее уязвимые и обездоленные потребители не обделены.
Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
В третьей части Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) говорится о том, что изменения в потреблении энергии могут сократить выбросы парниковых газов до 70% к 2050 году. На практике это означает, что если потребители по всему миру начнут вносить изменения в свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.
Однако возможность для потребителей ускорить переход на чистую энергию в настоящее время упущена. Потребителей необходимо поддерживать и расширять их возможности для преодоления технологических, инфраструктурных, финансовых, информационных барьеров, которые стоят на пути изменения жизни.
CI выделила основные потребности потребителей на пути к изменению поведения:
Знания, ценности и осведомленность – потребители понимают необходимость и возможности для перемен.
Наличие и доступность – потребители могут выбирать доступные варианты на рынке.
Надежность и безопасность – потребители верят, что новые решения и технологии помогут поставщикам надежно и безопасно предоставлять услуги.
Внедрение – потребители не сталкиваются с обременительными процессами при использовании новых решений и технологий.
Использование – потребители имеют возможность использовать новые системы или технологии эффективно и экономично.
Ремонт и возмещение ущерба – потребители защищены надежными гарантиями и имеют доступ к адекватному обслуживанию, ремонту и возмещению ущерба.
Переход к чистой энергии позволяет решить как проблему стремительного роста цен на электроэнергию, наблюдаемую в мире, так и внести вклад в предотвращение климатического кризиса.