Штрафы за отсутствие ОСАГО предлагают увеличить в шесть раз

07.12.2022 Редакция газеты 0

Проще заплатить 800 рублей штрафа, чем потратить восемь тысяч на оформление ОСАГО. Хитрые автомобилисты из разных регионов России давно смекнули это и не покупают полис обязательного страхования. Петербургские депутаты считают, что исправить положение может ощутимое увеличение штрафов. Федеральные парламентарии и общественные деятели не согласны — по их мнению нужно сначала заняться выравниванием стоимости самого полиса и наладить автоматизацию тех штрафов, которые есть, пишет "Парламентская газета".

Проблемы для невиновных

Депутаты петербургского Заксобрания Игорь Высоцкий и Анастасия Мельникова предлагают изменить статью 12.37 КоАП. Их идея — наказывать автомобилиста, у которого полис оформлен, но в момент остановки сотрудником ГИБДД не действует или его нет на руках, не на 500, а на три тысячи рублей. А водителя, который вообще не оформлял ОСАГО, штрафовать не на 800, а на пять тысяч рублей.

Анастасия Мельникова пояснила, что штрафы не увеличивали с 2013 года. В то время как базовая ставка ОСАГО для легковых машин установлена в диапазоне от 1646 до 7535 рублей. Из-за большой разницы в стоимости полиса и размера штрафов за его отсутствие в последние годы сложилась ситуация, когда недобросовестные автовладельцы предпочитают заплатить штраф, а полис не оформлять.

И ладно, если бы речь шла просто о страховании без последствий. Но отсутствие документа доставляет массу неудобств добросовестным водителям. «Среди тех, кто обратился по этому вопросу, был один гражданин, который попал в ДТП и не был виновником происшествия. Компенсировать нанесенный ущерб машине можно было бы за счет ОСАГО, но у виновника его просто не оказалось. В итоге невиновный в ДТП должен собирать документы, проводить экспертизу, чинить свой автомобиль сам и только после этого обращаться в суд и взыскивать с виновника потраченные суммы и понесенные издержки. Понятно, что он выиграет. Но потраченные нервы и время ему не вернет никто», — рассказала Мельникова.

Десятки тысяч нарушителей

Петербургские парламентарии привели статистику, по которой в прошлом году число нарушителей, не оформивших полисы ОСАГО, увеличилось в 39 регионах России. В первом квартале 2021 года больше всего таких водителей, 26,8 тысячи, сотрудники ГИБДД зафиксировали в Московской области, 25,3 тысячи — в Краснодарском крае, в Москве — больше 18 тысяч, в Башкортостане — 21,3 тысячи и в Татарстане — 18,7 тысячи.

Но зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин не поддержал инициативу петербургских депутатов. По мнению парламентария, тарифы страховщиков и так завышены, а органы госуправления на это никак не реагируют. «Если бы парламентарии выступили с инициативой нормализовать тарифы ОСАГО, чтобы их динамика соответствовала уровню жизни водителей, и после этого они бы захотели усилить штрафы за отказ от ОСАГО, то это было бы понятно и логично», — добавил депутат.

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев отметил, что эта инициaтивa не новa, в 2018 году в Думу уже вносился подобный зaконопроект, но его отклонил Комитет по госстроительству и зaконодaтельству: «Момент тогдa выбрaли не совсем подходящий: были трудности с тем, чтобы купить полис в связи с переходом нa оформление ОСAГО онлaйн. Сейчaс этa проблемa решенa, к тому же мы отменили обязaтельный техосмотр. Но оформить ОCAГО по-прежнему не тaк просто».

Федяев считает, что десятки тысяч автовладельцев ездят без полисa не только потому, что штрaф невелик, к тому же нa Госуслугaх его можно оплатить со скидкой. Есть проблемы с покупкой полисa. «Но это не знaчит, что те, кто его оформил, должны стрaдaть из-зa тех, у кого его нет», — уверен парламентарий.

По его мнению, нужно улучшaть условия покупки ОСAГО, рaботaть нaд этим, регулировaть тaрифный коридор. Но при этом у водителей не должно быть возможности не исполнять зaкон: «Я зa то, чтобы не увеличивaть штрaфы, a более скрупулезно относиться к тем, что уже есть. Штрaф зa вождение без стрaховки можно выписывaть неогрaниченное количество рaз. Если этим, нaпример, зaймутся дорожные кaмеры, что нaм дaвно обещaют, эффект будет и без повышения рaзмерa штрaфa», — добавил Федяев.

Зампред комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты России Александр Холодов подтвердил, что в России дорабатывают и готовят к внедрению автоматизированную систему, которая позволит видеокамерами по номеру машины вычислить, оформлен полис или нет. Когда она заработает, штрафы будут приходить автоматически. Возможно, не более одного раза в день, но за месяц все равно их может накопиться много: «Например, квитанция придет в конце месяца. Если это будет 30 штрафов по 500 рублей, то водитель поймет, что дешевле оформить ОСАГО, чем заплатить 15 тысяч. Но что будет, если человеку придет 30 штрафов по 5 тысяч рублей? Где он возьмет 150 тысяч? У некоторых машины столько не стоят», — заявил Холодов.

Он, правда, пояснил, почему штрафы начнут приходить автолюбителям, но не в ближайшее время: есть проблемы с базами данных, не решена задача подмены ОСАГО от, допустим, трактора в Дагестане на обычную легковую машину, которая ездит по Москве. А еще не налажена система нормального страхования всех видов транспорта, и на данном этапе могут возникнуть трудности с обменом информацией между всеми участниками процесса.