В районе, Главная новость

«Афганская война: как это было»

  Обыкновенно принято считать память свойством разума. Но, наверное, самая твёрдая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не теряется никогда, оно остаётся жить вечно. И те, для кого эта мысль понятна, значима и очень важна, не могут быть по определению равнодушными людьми. Важно сохранить в семье и обществе память о тех, кто сложил голову за Отчизну, сохранить историческую память о погибших в той войне – почти мальчиках. Мужчины, воины, герои своего времени.

  Не только матери, друзья, сослуживцы, близкие и родные, но и мы, граждане, вся страна становятся в строй памяти, гордости и чести за воинов-интернационалистов. И это значит, что память о них будет жить.

  15 февраля  исполнится 32 года, как закончился один из самых длительных после времен Великой Отечественной войны локальный конфликт, в котором участвовали советские военнослужащие. Накануне памятной даты – дня вывода советских войск из Афганистана – в редакции районной газеты «Степная новь» прошёл «круглый стол» по теме «Афганская война: как это было», в котором приняли участие ветераны боевых действий, представители районной Администрации и журналисты.

  Корр.:- Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная, и навечно останется в душах вышедшего из неё поколения, опаленного огнем и усвоившего её военные и нравственные уроки.15 февраля 1989 года последний советский солдат покинул землю Афганистана. Прошло уже больше тридцати лет, но память о той войне жива – она и должна жить, как вы считаете? Что делается в нашем районе для того, чтобы подрастающее поколение знало и помнило о тех событиях?

  Олег Николаевич Иванов, участник афганской войны:

  — Вы знаете, вопрос о том, нужно ли помнить те события, даже не стоит. Конечно, нужно, и это важно. Другой момент – патриотизм нужно на ком-то строить и кому-то развивать. Поэтому мы как очевидцы тех событий стараемся рассказывать молодежи, проводить беседы, встречи. Мы всегда готовы принимать самое активное участие в воспитании подрастающего поколения.

  Виталий Анатольевич Лысенко, заместитель главы Администрации Зимовниковского района:

  — К сожалению, вот уже почти год из-за пандемии коронавируса мы не можем проводить мероприятия. Как раз сейчас, в начале февраля, должна была состояться уже ставшая традиционной военно-спортивная эстафета для школьников, посвященная памяти нашего земляка, погибшего в Афганистане гвардии рядового Ивана Александровича Михайлова…

  Анатолий Алексеевич Мосиенко, участник афганской войны:

  — Кстати, хотим поблагодарить администрацию района за то, что помогли сделать баннер с информацией об Иване Александровиче  Михайлове. Ещё напомню о том, что в августе прошлого года общими усилиями мы установили памятник воинам-интернационалистам – БТР-70, который поставили возле военкомата, и надеемся, что сможем довести начатое до конца. Памятник ведь нужен не только нам – он как раз может быть одним из важных инструментов патриотического воспитания детей и молодежи. Афганистан – часть нашей истории, а историю нужно знать.

  Корр.:- Можете чуть подробнее рассказать о памятнике? Как родилась идея, кто помог её реализовать?

  О.Н. Иванов:

— Идея поставить памятник участникам локальных конфликтов родилась у нас давно. Мы сразу решили, что это должен быть бронеобъект. Нашу инициативу поддержали тогдашний военком, Администрация района и Совет ветеранов района. Постамент под БТР воины-афганцы воздвигли своими силами, высадили около него розы. А потом, при активном участии и спонсорской поддержке депутата Законодательного Собрания Ростовской области по нашему избирательному округу В.Ю. Ревенко был приобретен и сам памятник – БТР-70.

   Возле памятника также планируется установка памятных плит ветеранам боевых действий, выполнявшим интернациональный долг в локальных конфликтах. Понимаете, молодежи это необходимо. Ведь современных ребят не интересует ничего, кроме гаджетов и «ТикТока», они привыкли получать «легкую» информацию. Но быть равнодушным и жить по принципу «моя хата с краю» — неправильно, и они в их возрасте уже должны это усвоить.

  Корр.: — Сколько вам было лет, когда вы попали на войну? И как меняется вчерашний мальчишка, попадая в боевые условия?

  Леонид Васильевич Шадрин, участник афганской войны:

— Нам было по восемнадцать лет. Действительно, мы были совсем мальчишками, многого не понимали, не осознавали. Но там… там ты очень быстро взрослеешь. Вначале мы не осознавали, куда попали, вели себя как и на гражданке. Потом уже начали задумываться.

  Валерий Иванович Жукович, участник афганской войны:

  — Очень, просто безумно хочется жить. Когда идет стрельба и понимаешь: вот сейчас тебя могут ранить или убить – то начинаешь ценить жизнь так, как никогда до этого её не ценил.

  Алексей Александрович Подскребалин, участник афганской войны:

  — Мы даже и не знали, что едем в Афган. Нас изначально везли в Германию – так мы думали… Вдали от дома взрослеешь как-то враз, иначе понимаешь смысл слова «родина», по-особому ценишь дружбу и поддержку товарищей. Служба в Афгане преподнесла хорошие уроки.

  О.Н. Иванов:

— Я, пожалуй, был старше всех, кто здесь с нами сегодня. Мне было 23 года, меня направили в Афганистан после военного училища, и я, наверное, понимал и знал немного больше других. Могу сказать: главное, что появляется у человека на войне – осторожность, так называемое чувство боевой настороженности. И его ни в коем случае нельзя терять.

  Корр.: — Зная о войне лишь понаслышке, вдруг попасть в неё в реальности, — страшно было?

  В.И. Жукович:

   — Страх присутствует в каждом человеке. Не верьте тому, кто говорит, что ему на войне не было страшно. Не страшно бывает только ненормальному или глупому человеку.

  О.Н. Иванов:

   — Страх на войне – это закономерно. При этом можно отметить, что условия вооруженного конфликта словно делили людей на две категории: тех, кто был готов именно воевать, и тех, кто предпочитал отсидеться, не лезть на рожон. Но даже те, кто рвался в бой, боялись.

  А.А. Подскребалин:

   — Страшно, когда, допустим, взрыв прошёл — он уже прошёл, и только потом почему-то появлялся страх. А вот после возвращения еще долго снились обстрелы…

  В.А. Лысенко:

   — А вообще вот как-то общались с прежним военкомом, и речь шла о том, что большая часть потерь в этой войне была, так сказать, по причине головотяпства, безответственности: сказали не ходить туда – а солдат все равно пошел и то на мину наткнулся, то еще что…

  О.Н. Иванов:

   — Нет, ну я скажу так: боевых потерь было тоже немало. Август 1985 года, Панджшер – наш полк потерял 27 человек. Это фактически наш батальон.

  А так, конечно, ситуации бывали разные. Вот я вам расскажу случай, который одному товарищу в госпитале рассказывал, так он не поверил. Значит: на Саланге идет боевая операция, расписанная на десять дней по задачам. Нас выбрасывают на задачу третьего дня, а другую группу – на задачу десятого. Вертолетчики молодые, еще не могут ориентироваться на местности. Он летит, ему сказали – между двух горок выбросить десант. Нас выбросили в одном месте, их в другом. И… их выбрасывают в «духовский» район. Сразу после высадки их с обеих горок начали обстреливать – шестнадцать человек убиты, двадцать четыре ранены. А их всего 62 человека. Вот представьте. Они уже сами и выйти не могут, и обороняться не могут, потому что боеприпасов нет. И вот за ночь мы прошли 32 километра через хребет. Никто не верил, что это возможно. Мы вышли туда и видим: у них на пулемет «Утёс» осталось всего три патрона. В магазинах – по три-пять патронов. Гранаты… ну, ребята знают: кольцо уже на шомполе, то есть в любой момент можно подорваться. Эвакуировали их тоже в течение ночи – раненых, убитых… Ошибки на войне дорого обходятся, это так.

  Корр.: — Уходят в прошлое афганские события, но до сих пор идут споры, обсуждения, нужно ли было вводить войска в Афганистан. Каково ваше мнение?

  О.Н. Иванов:

   — Афганскую войну как только ни называли в западных средствах пропаганды и в советских СМИ: так называемая, тайная, секретная, не объявленная, оккупационная, несправедливая и т. д.  Несправедливой её назвали наши депутаты Государственной Думы на втором съезде Советов, приняв в 1989 году свое постановление. Вот это  постановление и стало камнем преткновения в жизни всех воинов-интернационалистов, впоследствии просто ветеранов боевых действий, прошедших Афганистан. Власти не хотели признавать объяснения ветеранов, не верили, что эта война была не только против оппозиции, но и против международного терроризма. После ввода советских войск Афганистан стал страной, куда стали прибывать отовсюду террористы разных мастей и разных взглядов. Для них эта страна стала полигоном для отработки боевых действий и становления наркотрафика. А финансирование шло из США и других стран НАТО.Советские военнослужащие на много лет задержали проникновение на территорию нашей страны и в Западную Европу потока наркотиков и международного терроризма. Вот и думайте, нужно это было или нет.

    А.А. Мосиенко:

   — В политику не лезу, но думаю, решение о вводе Ограниченного контингента не было спонтанным. Наши солдаты и офицеры стали на защиту рубежей Советского Союза, ведь Афганистан граничит с тремя странами, тогда входящими в состав СССР — Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном. Задачи по недопущению нападения на южные границы Союза и оказание помощи правительству ДРА в борьбе с незаконными бандформированиями были выполнены. Мы принесли большую пользу в сдерживании международного терроризма, стали заслоном на пути распространения наркотиков… Эта война была нужна.

  А.А. Подскребалин:

   — В целесообразности ввода войск в Афганистан можно не сомневаться. По крайней мере, я считаю, что это было необходимо. Горько, что к тем, кто воевал там, отношение сегодня неоднозначное. Горько, что с нас сняли часть льгот – из семи позиций осталось всего три. Мы выполняли долг перед Родиной, и хотелось бы, чтобы была со стороны Родины поддержка более крепкая, чем есть сейчас.

  Корр.: — И последний вопрос. Что вам дала война в Афганистане?

   Л.В. Шадрин:

   — Она сделала меня мужчиной. Научила ценить воду и хлеб, мирное небо над головой, мать, дом, семью.

   В.И. Жукович:

   — Это была школа мужества, где всё было настоящим: и враги, и друзья. Мы не сомневались, что, выполняя свой воинский долг в чужой стране, служим своей Родине. Мы честны перед совестью и памятью.

5