Архивариусы Ростовской области ведут поисковую работу в рамках федерального проекта «Без срока давности». Им стала известна информация по 33 городам и районам Донского региона, где имеются ранее неизвестные места массовых захоронений мирных граждан, погибших в годы Великой Отечественной войны.
— Обнаружены архивные документы, в подлинности которых можно не сомневаться. Среди них — письма и отчеты, заключения и акты комиссий, выдержки из допросов, — пояснил заместитель губернатора Ростовской области Вадим Артемов. – Большинство документов составлялись в 1943 году, когда донские города и поселки освобождались от оккупантов. Стали известны фамилии погибших, цифры, даты, и, что особенно важно, есть привязка к местности. Это поможет поисковикам точнее определять места для раскопок.
В одном из протоколов сотрудники архивов узнали, что неподалеку от Шахт в хуторе Поповка обнаружены трупы 94 человек (среди них — 71 военнослужащий и двое детей – 4 и 8 лет) со следами пыток. «В приемах умертвления человека фашистские людоеды превзошли средневековых иезуитов», — такими словами оценил зверства оккупантов специалист, делавший протокол в 1943 году.
По мнению Вадима Артемова, у таких преступлений не может быть срока давности.
— Каждый человек, погибший в годы Великой Отечественной войны, должен быть найден и захоронен с почестями, — отметил заместитель губернатора.
В другом документе архивисты нашли информацию о массовых казнях, которые совершались на шахте Красина. Есть свидетельства очевидцев. Из них стало известно о том, как немецкие солдаты еще живыми сбросили в шурф шахты девушку и ее маленького сына, где они мучительно умирали.
Всего за годы оккупации в Ростовской области погибли и были угнаны в немецкое рабство 182 061 человек.
Для справки
Проект Поискового движения России «Без срока давности» направлен на сохранение исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны. В рамках проекта с начала 2020 года специалисты проанализировали около 300 тысяч документов, часть из которых только недавно потеряла гриф «секретно».
С. ВЛАДИМИРОВА.