Pop-up
Без рубрики

Семья -главная ценность для ребенка

Общеизвестным является тот факт, что для любого ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности, является семья. Именно здесь формируются первые представления малыша о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д., основы его гражданской позиции, ценностные и моральные ориентации. В семье с человеком происходит все самое важное: рождение, первые шаги, ощущение безопасности, любовь и счастье. Семья для каждого человека является той необходимой основой, с помощью которой он реализует не только биологические, а в первую очередь духовные потребности, потребности в любви, заботе и признании. Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй, умной семье. А как быть детям, которые не по своей воле лишены домашнего очага и родной семьи, любви матери и заботы отца?

Проблема создания собственной семьи стоит у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей гораздо острее, чем у детей, получивших воспитание в семье. Во взрослой самостоятельной жизни они испытывают крайнее недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо чрезмерно нетерпимыми к другим, неблагодарными, ждут постоянного подвоха со стороны окружающих и потому зачастую терпят неудачу при желании создать семью. Потеря семейных ценностей происходит не только вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с матерью и родственниками, но и потому, что жизнь в интернатном учреждении зачастую не требует от ребенка выполнения тех функций, которые он выполняет в нормальной семье. Особенно трудным для ребенка-сироты оказывается в дальнейшем освоение роли семьянина, что может провоцировать проблему «репликативного сиротства», т.е. воспроизводства социальных сирот в последующих поколениях.

Таким образом, очевидно, что для формирования и полноценного развития личностных качеств ребенку необходимо жить в семье, иметь родителей. В связи с этим приемная семья выступает в качестве одного из наиболее перспективных решений проблем социального сиротства и безнадзорности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результативность воспитания детей в приемной семье, где созданы условия, обеспечивающие их полноценное развитие и воспитание, по сравнению с воспитанием в детском доме или интернате трудно переоценить. Исследования доказывают, что у детей, воспитывающихся в приемных семьях, быстрее и легче происходит социальная адаптация в окружающем мире, существенно улучшаются успехи в учебе, происходят значительные изменения в эмоционально-поведенческом развитии детей, быстрее приобретаются санитарно-гигиенические и бытовые навыки. Любовь, внимание, участие приемных родителей позволяют приемным детям избавиться от вредных привычек, заметно улучшить свое поведение, повышается самооценка ребенка, происходит принятие ими конструктивных моделей общения, поведения, жизненного сценария. Ребенок в приемной семье становится активным участником воспроизводства социального опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми и родственниками. Главным результатом воспитания в приемной семье становится понимание семьи как ценности, уважение (почитание) к старшим, забота о младших, культура быта, формирование представления о гендерных семейных ролях и уважение к ним, что подтверждает важнейшую социальную функцию приемной семьи по формированию семейных ценностей у детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В Зимовниковском районе успешно функционирует 5 приемных семей, в которых воспитывается 13 детей в возрасте от 4 до 17 лет. Все приемные семьи живут очень дружно и весело, приемные родители заботятся о своих подопечных, контролируют их успеваемость, организуют досуг. Дети, воспитывающиеся в семьях, успешно обучаются, активно участвуют в общественной жизни, посещают спортивные секции и кружки по интересам. Регулярные посещения приемных семей специалистами управления образования Зимовниковского района позволяют сделать вывод об успешности их функционирования и важной роли в процессе воспитания разносторонней социально адаптированной личности, способной к созданию собственной полноценной семьи.

3