Без рубрики

Династия педагогов

Первым делом, 8 Марта мужчины поздравляют самых близких, родных и дорогих их сердцу женщин. Матерей, жён, дочерей, сестёр. Тех, кто подарил им жизнь, любовь, заботу, смысл существования. Кто утешал их в горести, делил с ними минуты радости, хранил их тайны. Одним словом, родные, что к этому ещё добавить?

Однако порою случается так, что как-то невольно из-под спуда пережитого проявляется в памяти имя и образ женщины, которая вроде и не близка тебе, не родня и даже не соседка, а всё же чем-то да запомнилась, чем-то да значима. То ли временем, ассоциированным с лучшими моментами жизни, то ли случайным словом, завязшим в памяти, а может и самой своей жизнью, воспринятой когда-то как образ женственности или образец профессионализма. Для меня таким примером является мой учитель физики Шарова Алла Давыдовна. Даже сегодня, спустя более тридцати лет после школы, смотришь, а в ней почти ничего не изменилось. Всё тот же испытующий взгляд из-под очков, скромная улыбка, и всё тот же голос, строгий и одновременно доброжелательный. Вот в ком, действительно, профессионализм и женственность сочетаются просто-таки в математических пропорциях. Впрочем, куда лучше о достоинстве Аллы Давыдовны может рассказать её дочь, преподаватель географии, директор начальной школы имени А.С. Пушкина Шарова Eлена Дмитриевна.

— Действительно, — говорит Eлена Дмитриевна, — сколько помню себя, профессиональное отношение к работе, а если быть точным, то настоящая любовь к физике и педагогике в маме были просто неистощимы. Как говорят в педагогической среде, если учитель влюблён в свой предмет, то и ученики его полюбят. Можно сказать, что мама своим трудом доказала правдивость этой фразы. Она всецело отдавала себя своей работе и ученикам. Должно быть, поэтому на её уроках всегда было интересно, и ученики с должным прилежанием, а главное с желанием изучали физику. Проводила она и открытые уроки, и они тоже вызывали живой интерес у всех, кто на них присутствовал. Также с большим уважением отзывались о маме и её коллеги, по достоинству оценивая её профессионализм как учителя, а также ответственное участие в жизни педагогического коллектива и самой школы как завуча. Правда, с другой стороны, для всего этого мама прилагала немало труда, усилий и времени, которого зачастую ей не хватало на семью. Возможно, поэтому желания быть учителем и следовать примеру матери изначально у меня не было совсем. После школы я поступила в техникум советской торговли и по окончании обучения работала непосредственно по своей специальности в Ростове. Предположения о том, что когда-то в будущем могу стать педагогом, у меня и в мыслях не было. Но, как говорится, никогда не говори «никогда».

Так случилось, что у Eлены Дмитриевны сильно заболел отец, и ей пришлось возвратиться домой. Устроиться на работу по специальности в Зимовниках было сложно, и она пошла работать в школьную библиотеку. Со временем как-то втянулась в коллектив, в саму школьную атмосферу и поступила в Ростовский государственный университет на факультет географии. Пока школа была восьмилеткой, работала учителем, а после преобразования её в школу начального обучения перешла работать в ЗСОШ №1, где, собственно, и работала вплоть до прошлого года.

— Когда был объявлен конкурс на замещение вакантной должности директора МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина, прежде чем принять решение об участии в конкурсе, я обсудила своё намерение с мамой, советовалась с ней и, можно сказать, с её благословения и приняла участие в конкурсе. И всё случилось, как случилось. Я стала директором той самой школы, где сама пошла в первый класс и где моя мама проработала практически всю жизнь. Особенно приятно было слышать, что коллектив школы, который большей частью был мне уже знаком как коллектив единомышленников, стабильный, работоспособный, высококвалифицированный, воспринял моё назначение как возвращение домой. Что в общем-то так и есть и за что я, конечно, благодарна всем своим коллегам, а в первую очередь, естественно, своей маме. Повторюсь ещё раз, её отношение к работе, к профессии, безусловно, всегда были для меня примером.

Даже сегодня, не первый год пребывая на заслуженном отдыхе, Алла Давыдов-на по-прежнему проявляет колоссальный интерес ко всему, что происходит в сфере образования. Можно сказать, она этим живёт. Eё любимое занятие — решение всевозможных задач по физике и математике, причем, чем сложнее задача, тем ей интересней
. Да и дочь, несмотря на то, что имеет собственный профессиональный опыт, а всё же периодически обращается к ней за советом.

Конечно, образование сегодняшнего дня и образование времён работы матери сильно отличаются. Зачастую в домашних беседах об изменениях в образовании, школьных реформах, новых программах бывший педагог чему-то удивляется, на что-то откровенно негодует, но, даже понимая всю разницу между прошлым и настоящим, всегда умеет посоветовать что-то по-настоящему нужное и дельное. Она ведь не только настоящий профессионал своего дела, но в первую очередь, она мама и отчасти её помощь — это ещё и проявление материнской заботы, потому как для каждой матери дети — самое ценное, что у неё есть.

— Будет ли мой сын педагогом? В настоящий момент однозначного ответа у меня нет. На сегодняшний день для своего будущего он выбирает совсем другие приоритеты. Однако мой собственный опыт меня уже научил, что в жизни разное может случиться. Поэтому не стоит спешить говорить «никогда».

От редакции: к сожалению, по уважительной причине не удалось сфотографировать Аллу Давыдовну.

16