Вербное воскресенье в 2025 году отмечают 13 апреля. Это один из двух дней Великого поста, когда допускаются послабления в еде. Расскажем о традициях религиозного праздника и народных обычаях, связанных со Страстным (Вербным) воскресеньем.
Когда празднуется Вербное воскресенье в 2025 году
Вербное воскресенье, также называемое Страстным воскресеньем, в христианской традиции первый день Страстной недели и последнее воскресенье перед Пасхой. Отмечается в память триумфального въезда Иисуса Христа в Иерусалим. Вербное воскресенье 2025 отмечается 13 апреля.
Замечательно о Вербном воскресенье сказал писатель и публицист Иван Сергеевич Шмелёв в книге «Лето Господне»: «И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно… Текут огоньки по церкви, и вот — все с вербами… Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах».
Как правильно: Вербное воскресенье или Вербное воскресение
Существуют 2 варианта правописания слова с корнем «воскрес». В одном варианте пишется «ье», в другом «ие». Согласно орфографической норме русского языка оба варианта правильные. Обращать внимание следует на значение слова: воскресенье (с мягким знаком) — день недели, воскресение (с «ие») используется в значении «воскрешение, возвращение к жизни». Для удобства запоминания предлагаем такие ассоциации: воскресенье — ленивый, «мягкий» день недели, поэтому пишем «ь»; воскресение — это воскрешение, и жизнь продолжается, поэтому пишем «и».
В данном случае правильное написание Вербное воскресенье, а вот Пасха — это Воскресение Христово.
История праздника
Вербное воскресенье знаменует триумфальное вхождение Иисуса в Иерусалим. Это событие упоминается в каждом из 4 канонических Евангелий. В православии входит в число двунадесятых праздников — 12 важнейших после Пасхи праздников, наравне с Благовещением, Рождеством и Крещением.
Согласно Евангелию от Матфея, Иисус Христос въехал на осле в Иерусалим, и празднующие там люди сложили свои плащи и ветки пальм перед ним, произнеся: «осанна* Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» (*осанна — первоначально хвалебный возглас, в данном случае торжественное молитвенное восклицание). В Иерусалимском храме Иисус опрокинул столы меновщиков и продавцов скота, сказав: «Написано, дом мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников». Служители были недовольны, но опасаясь народного гнева, не препятствовали Христу. К Иисусу подходили слепые и хромые, и он исцелял их.
Интересно, что появление осла в евангелическом сюжете не случайно. Символика этого животного может относиться к восточной традиции, согласно которой ослик — животное мира, в отличие от лошади, которая является животным войны. Воин и полководец оседлают лошадь, а мирный человек и проповедник — осла. Таким образом, въезд Иисуса в Иерусалим на ослике, с точки зрения современных исследователей, символизировал его как князя мира, а не царя или военного наместника.
Вербное воскресенье: традиции праздника
В христианских церквях Вербное воскресенье отмечается раздачей (продажей) ветвей местных деревьев, представляющих собой пальмовые ветви, которые толпа разбросала перед Христом, въезжающим в Иерусалим. Поскольку пальмы растут не везде, их заменяют ветки самшита, оливы, ивы, тиса и вербы. Из-за такого растительного богатства Страстное воскресенье и в 2025 г. в некоторых странах еще называют в честь деревьев, например, Тисовое или Пальмовое воскресенье.
Многие церкви основных христианских конфессий, включая православные, католические, лютеранские, методистские, англиканские, моравские и реформатские, освящают ветви после литургии Вербного воскресенья. Христиане потом относят ветви домой и помещают их или в красный угол, или ставят в вазы около икон, или хранят в Библии.
Ветви часто хранятся до следующего года, и на Жирный вторник, последний день перед Постом, в притворах католических храмов (в пристройках перед входом в храм) устанавливают особую корзину для сбора «пальмовых» веток. Их потом сжигают, а пепел используют для религиозных обрядов в Пепельную среду: первый день поста. На католических мессах в этот день проводится специальный обряд посыпания голов верующих освященным пеплом или пеплом наносится знак креста на лбу.
Правила Вербного воскресенья
Канонических требований относительно того, какие ветви использовать для празднования Вербного воскресенья, не существует. Какими бы ни были ветви на самом деле, их освящают во время Всенощного бдения в канун праздника (в субботу вечером) либо после Божественной литургии в воскресенье утром.
Есть несколько письменных воспоминаний иноземных гостей о праздновании Вербного воскресенья в России XVI–XVII вв. Главные народные шествия до переноса столицы в Санкт-Петербург проходили в Москве. Патриарх Московский, представляющий Христа, усаживался на «осла» (на самом деле это была лошадь, накрытая белой тканью), а российский царь смиренно возглавлял шествие пешком. Первоначально московские процессии начинались внутри Кремля и заканчивались у Троицкой церкви, ныне известной как собор Василия Блаженного, но в 1658 г. патриарх Никон изменил порядок крестного хода. Пётр I в 1720-х гг. отказался от этой традиции.
Вербное воскресенье: символизм пальмовой ветви
Выражение «пальма первенства» совсем не случайно. В древности пальмовые ветви символизировали добро и победу, а их изображение украшало монеты и важные городские зданиях. Соломон вырезал пальмовые ветви на стенах и дверях храма. В греко-римской культуре пальмовая ветвь — символ триумфа и безоговорочной победы. В Древнем Египте — символ бессмертия. Лист финиковой или другой пальмы держат в руках греческая богиня Ника и римская богиня Виктория.
В христианстве пальмовая ветвь — символ христианских мучеников и их духовной победы над смертью. Интересно, что пальмовая ветвь — ещё и одна из эмблем мира, только в отличие от голубя это светская эмблема.
Вербное воскресенье: символизм вербы
Нет такого дерева — верба. Есть такое народное название веточек ивы. Они всем знакомы и легко узнаваемы по характерным пушистым шарикам, которые совсем не почки, как думают многие, а цветы. Они появляются в апреле — начале мая на ярких красно-бурых веточках вербы, которые в народе называют «красноталом». Серовато-белые пушистые, часто с жемчужным оттенком, комочки — мужские цветы вербы.
Первое упоминание об использовании вербы в богослужении найдены в рукописном издании самого начала XI в. — в «Изборнике» великого князя Святослава Ярославича. При этом верба не имеет такого многовекового культурного подспорья, как пальмовые ветви. Зато она часто упоминается в народных поверьях и обрядах, которые, к слову, не имеют никакого отношения к христианству. Как и четверговой соли, которая тоже только часть народных обычаев, вербе приписывают чудесные свойства. Якобы освящённые в Вербное воскресенье веточки вербы способны повысить урожай, если их воткнуть по углам поля.
По народным поверьям верба давала природную силу не только дарам земли, но и человеку. И в 2025 г. у нас есть обычай в Вербное воскресенье — ради здоровья — отхлестать (без боли) вербой близких и родных, приговаривая: «Верба красна, бей до слёз, будь здоров!» Традиция «вербования» есть у многих народов, например, у жителей Балтии и финнов. Там за похлёстывание вербой детвора получает небольшие подарки и угощения — вот такое своеобразное весеннее «колядование».



