В стране, Главная новость

Что ждёт российскую медицину с 1 января 2025 года

С 1 января 2025 года выполнение клинических рекомендаций (КР), которые пока носят рекомендательный характер, должно стать обязательным — для всех российских медучреждений и всех врачей. Напомним, что клинические рекомендации — это документы, в которых подробно прописаны алгоритмы диагностики, лечения и реабилитации на случай той или иной патологии.

Однако в последние месяцы в кулуарах активно обсуждается их возможная отмена. Медицинское сообщество опасается, что это приведет к повсеместному снижению качества услуг для населения и защиты прав самих врачей.

Золотой стандарт

Последняя редакция Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» обязывает медицинские учреждения нашей страны перейти к оказанию помощи на основе клинических рекомендаций Минздрава не позднее 1 января 2025 года. Однако однажды Госдума РФ уже откладывала на год эту инициативу. А в сентябре 2024 года и вовсе прошла неподтвержденная информация о возможной отмене обязательного использования клинических рекомендаций для врачебной деятельности. Помимо прочего, противники инициативы считают, что законодатели дали слишком мало времени на ее внедрение, несмотря на перенос.

Между тем клинические рекомендации давно являются «золотым стандартом» в мировой практике. В их основе лежат многолетние знания и научно доказанные факты ведущих специалистов о выявлении симптомов, лечении болезней и ведении пациентов, анализе новейших препаратов и методов диагностики. Наличие таких рекомендаций и работа в соответствии с ними — гарант эффективности лечения, что ведет к повышению выживаемости пациентов и в целом продолжительности их жизни.

Увеличение продолжительности жизни человека на протяжении всей истории напрямую связано с уровнем медицинской помощи. Клинические рекомендации врачи называют неотъемлемой частью данного процесса. «Клинические рекомендации помогают лечащему врачу принимать правильные, в первую очередь с точки зрения буквы закона, решения в вопросах оказания медицинской помощи, например, при злокачественном новообразовании. Это значит, что в любых конфликтных ситуациях тезисы клинических рекомендаций помогают обосновать выбранные методы диагностики и лечения как перед пациентом, так и перед надзорными ведомствами», — считает эксперт качества медицинской помощи территориального фонда ОМС Московской области Диана Кудрина.

Главный врач БУЗ Орловской области «Покровская ЦРБ», председатель Совета главных врачей региона Владимир Сергеев считает необходимым и крайне важным применение клинических рекомендаций, так как они обеспечивают единообразный подход к ведению пациентов: «Рекомендации являются «маяком» для практических врачей, настольной книгой по диагностике и лечению, своего рода монографией. Пациенту клинические рекомендации обеспечивают получение медицинской помощи необходимого объема независимо от медицинской организации».

Стимул для развития медпомощи

Впрочем, клинические рекомендации — важный документ не только для врачей. Они обязывают органы власти всех уровней в России обеспечивать медучреждения необходимыми ресурсами и технологиями для того, чтобы врачи могли применять самые современные подходы к лечению пациентов. Например, в рекомендациях прописано, что лечение острого инфаркта миокарда требует обязательного проведения коронарографии сосудов сердца.

«Клинические рекомендации позволяют организаторам здравоохранения планировать деятельность медицинской организации: какие медицинские изделия и лекарственные препараты, расходные материалы необходимо закупать на предстоящие периоды оказания медицинской помощи. Это помогает расходовать средства ОМС по их целевому назначению», — говорит научный руководитель ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники» Росздравнадзора, профессор Евгения Берсенева.

Немаловажный аспект здесь — юридический. По словам доцента Омского государственного медицинского университета Антона Сбоева, следование клиническим рекомендациям означает предоставление не только качественной медицинской помощи, но также защиту самого врача от неверных решений и преследований по закону.

«В любых конфликтных ситуациях тезисы клинических рекомендаций помогают обосновать выбранные методы диагностики и лечения как перед пациентом, так и перед надзорными ведомствами», — добавляет Диана Кудрина.

Возможные проблемы

И все же ряд медиков относятся к КР с некоторой настороженностью. Заведующий отделением хирургии БУЗ Орловской области «Орловская областная клиническая больница», главный внештатный хирург Орловской области Леонид Щеликов видит как минимум две проблемы. Во-первых, действующие КР разработаны не для всех заболеваний. Во-вторых, если с пациентом что-то пойдет не так, не по стандартной схеме, у врача нет правовых инструментов изменить ход лечебно-диагностических мероприятий.

Доктор Сергеев добавляет, что рекомендации содержат не только объективные, но и субъективные параметры. А если у пациента несколько заболеваний, в клинических рекомендациях не учитывается индивидуальный подход, говорит он.

Некоторые эксперты также отмечают, что для исполнения клинических рекомендаций требуется определенное кадровое и финансовое обеспечение, а также наличие определенной материально-технической базы у медучреждения. Далеко не все из них сейчас располагают необходимыми составляющими, о чем уже сигнализируют региональные объединения.

И все же даже частичный отказ от клинических рекомендаций многие эксперты и медики характеризуют как «путь в никуда» и «откат назад». Качественно работать без такого единого стандарта невозможно, а заменить его на текущий момент нечем. Помимо этого, отмечают эксперты, КР позволяют сотрудникам медицинской сферы иметь актуальные данные на уровне лучших мировых практик и упрощают для самого государства планирование расходов на здравоохранение.

«Отменять клинические рекомендации категорически нельзя. В этом случае каждое медучреждение будет действовать исходя из своих возможностей, и пациент может не получить необходимую медицинскую помощь», — считает Леонид Щеликов.

1180