Петров день, отмечаемый 12 июля — народное название церковного празднования в честь не одного, а двух апостолов — Петра и Павла и, кстати, именины носителей этих прекрасных мужских имен.
В Церкви праздник называется «день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла». О том, что означает слово «первоверховные», чуть позже, сначала скажем, что это любимейший праздник наших предков. Так же, как и сами апостолы — Петр и Павел. В честь них называли детей — о том, что имена Петр и Павел были сверхпопулярны, можно судить по тому, как много у русских святых с этим именами. В честь праздника Петра и Павла освящали монастыри — первый был возведен в Брянске в XIII веке. А еще корабли (вспомним экспедицию Беринга в 1741 г.), гавани и даже целые города — Петропавловск, Петропавловск-Камчатский.
Но кем были эти два апостола, и почему их чествуют в один день? Слово «апостол» в переводе с греческого означает «посланник, вестник». У Иисуса Христа было двенадцать ближайших учеников, апостолов, избранных Им для проповеди нашему миру вести о пришествии Спасителя, Царствии Небесном и устроении Церкви. Апостол Петр — один из этих двенадцати учеников Христа. А вот апостол Павел Иисуса во время Его земной жизни не видел, Павел узнал Христа уже после Его воскрешения. Петра и Павла называют первоверховными апостолами для того, чтобы подчеркнуть их главенство между другими, это учителя учителей. При том, что и Петра, и Павла называют столпами веры, они были абсолютно разными: и по происхождению, и по складу характеров. Отличались они и судьбами, и тем, каким путем пришли ко Христу.
Петр — рыбак из Галилеи, увидев однажды Иисуса, он уже всюду следовал за Ним. До встречи со Спасителем Петр носил имя Симон, но когда Иисус увидел Симона, Он, прозрев сердце и пылкий, пламенный характер галилейского рыбака, сказал: «Симон, имя тебе камень». А камень по-гречески, «петрос» — так рыбак Симон стал называться Петром. Изменение имени — это всегда изменение судьбы. Однажды Иисус велел ученикам отплыть на лодке подальше и забросить сети. Апостолы послушались, хотя знали, что рыбы в этом месте нет — за прошлую ночь в сеть не попалось и маленькой рыбешки. Поразительно, но на этот раз улов был так велик, что сеть прорвалась. И тогда, потрясенный, Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «Отойди от меня, Господи! Я недостоин, я — человек грешный!» Петр сказал так, потому что ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого необыкновенного лова рыб. Но Иисус поднял Петра с колен и сказал: «Не бойся, отныне будешь ловить человеков». И дальше Петр повсюду следовал за Иисусом и был самым горячим, самым преданным Его учеником. Преданным, но предавшим Христа, все, наверное, помнят евангельский рассказ о троекратном отречении Петра от Учителя во время ареста Иисуса.
Апостол Павел до встречи с Христом, воскресшим Христом, тоже носил другое имя. Савл — а именно так звали апостола Павла до его прозрения, родился и вырос в привилегированной семье, получил блестящее образование и просто ненавидел христиан, Савл искренно считал их опасными преступниками. Однажды Савл стал свидетелем того, как забили камнями первого христианского святого — Стефана, причем сам Савл одобрил эту казнь. Больше того, Савл самолично, горя яростью, «дыша угрозами и убийством на учеников Господа», входил в дома, вытаскивал оттуда мужчин, женщин и бросал несчастных в тюрьму. Таким ярым гонителем христиан был Савл до встречи с Христом.
А встреча эта произошла по пути в Дамаск. Савл рвался в этот город, чтобы там продолжить гонения христиан. И вот, на пути в Дамаск Савл был внезапно ослеплен светом с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь… И Господь сказал ему: встань и иди в город». Савл поднялся с земли, но теперь он уже ничего не видел, словно его глаза сожгло это чрезмерно сильное сияние, явленное только ему. Ослепшего Савла довели до Дамаска за руку.
В Дамаске Савл пробыл три дня без еды и питья, пока один ученик, по имени Анания, извещенный ангелом, не пришел к нему и не возложил на него руки во имя Иисуса Христа, чтобы вернуть зрение и крестить. Так гонитель христиан Савл стал Павлом. Имя Павел — от латинского «паулюс» — «меньший», показывало смирение последователя Христа. Апостол Павел — величайший из проповедников взял себе именно такое смиренное, уменьшающее себя, имя — Павел.
Разные встречи Христа, разные судьбы, разные характеры. Но есть и много общего у апостолов Петра и Павла. Например, то, что оба столпа веры были людьми, со всеми присущими людям слабостями. Павел начал свою жизнь не просто с заблуждения, ослепленный ложными представлениями, он в прямом смысле был гонителем христиан. Но, и Петр, такой горячий в своей вере во Христа, трижды отрекался от Господа. В чем же тут дело? Почему они, такие слабые, неверные, смогли стать святыми? Митрополит Антоний Сурожский так отвечает на этот вопрос: «Когда мы думаем о святых, мы всегда думаем об их величии; они нам представляются, как гиганты, как герои духа. Мы можем вдохновиться их героизмом, но часто нам кажется, что нам до них так далеко, что мы не можем никаким образом уподобиться им. И, поэтому полезно иногда вспомнить, что эти святые, даже апостолы, были людьми, такими, как другие люди: со слабостями, делали ошибки, оказывались не на высоте того, что мы в них видим сейчас, после того, как они уже совершили весь свой земной путь.…
И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае. Но в какой-то момент Павел встретил живого воскресшего Христа; Петр снова оказался лицом к лицу со своим Учителем, Который ему поставил вопрос. Не вопрос о том, как он мог его предать, изменить Ему, а другой вопрос, может быть, более глубинный, более страшный: Петр! любишь ли ты Меня?.. Трижды Христос задал ему этот вопрос, трижды Петр от сердца и правдиво ответил: Да, Господи! Я Тебя люблю. Ты всё знаешь — то есть Ты знаешь и мою измену, и мою слабость, и мой страх, всё знаешь — но Ты знаешь, что я Тебя люблю… И с этого дня его душа никогда не поколебалась; он остался верным до конца, то есть до мученической смерти».
И Петр, и Павел приняли мученическую смерть за Христа. Умерли они по-разному. Павлу, как римскому гражданину, отсекли голову. Три раза ударившись о земь, голова Апостола Павла извергла из земли три источника. Место смерти апостола Павла так и называют — «Три фонтана».
Петра распяли вниз головой. Это была просьба самого ученика Христа, он до конца жизни помнил о своем предательстве и считал, что недостоин быть распятым так, как был распят его Учитель.
По преданию, оба апостола приняли мученическую смерть в один день. Этот день и стал днем их памяти, именно этот день Церковь отмечает как праздник. Почему? «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение», — учит апостол Павел в Первом Послании к филлипийцам. Христос победил смерть, и отныне смерть — это не тьма ада, это рождение в вечность.
Чему учит нас праздник Петра и Павла? «Сила Божия в немощи совершается». Это говорит Христос Павлу, но и к нам обращено это слово: сила Божия в немощи совершается — только отдай свою совесть, душу, посвяти их правде, истине, Богу, любви, и в твоей немощи проявится вся несокрушимая Божия сила. И это то главное, о чем мы вспоминаем в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.