За последние годы почти вдвое увеличилось число преступлений, совершенных с использованием интернета, средств мобильной связи и пластиковых карт. О том, в чем причины такого серьезного роста, как зимовниковцы попадаются на удочку мошенников и что делать, чтобы сохранить свои деньги и нервы, беседуем с начальником Зимовниковского отдела МВД И.П. Оголевым.
— Иван Петрович, что усугубляет криминогенную обстановку в сегменте преступлений, совершаемых с использованием ИТ-технологий? Изобретательность мошенников или доверчивость зимовниковцев?
– Действительно, злоумышленники регулярно придумывают новые схемы обмана граждан, но часто используют и старые, проверенные способы, а зимовниковцы на них попадаются вновь и вновь.
Например, по-прежнему совершаются преступления по схеме «родственник попал в беду». В нынешнем году пожилая женщина под предлогом освобождения от уголовной ответственности внука за якобы совершенное им ДТП перечислила мошенникам крупную сумму.
Остается популярной у мошенников и схема обмана при покупке/продаже на популярных сайтах. К примеру, человек выставил какую-то вещь на продажу. Ему звонит потенциальный покупатель, говорит, что очень хочет купить, но не может подъехать. Предлагает внести аванс и просит для этого сообщить ему номер банковской карты для перевода, а затем и код из SMS, который поступит. Называя его, человек фактически подтверждает перевод денег со своей карты.
Интернет, электронные услуги, смартфоны все больше входят в нашу повседневную жизнь. Но мы забываем об опасностях, которые могут подстерегать нас в киберпространстве. Злоумышленники, напротив, неплохо пользуются его возможностями, среди которых – охват большой аудитории за один клик, относительная анонимность в Сети, дистанцированность.
– Одно время лжесотрудники службы безопасности банков были настоящей головной болью для правоохранительных органов. Сейчас их стало меньше?
– Увы, преступления под предлогом отмены неправомерной банковской операции совершаются по-прежнему часто. Правда, теперь мошенники стали больше действовать не от имени банка, а от различных правоохранительных структур: следственного комитета, прокуратуры, МВД и т.д. Во время беседы они выводят жертву из состояния психологического равновесия не только новостью об угрозе потери средств, но и возможностью быть обвиненными в соучастии в преступлении или разглашении тайны следствия и т.д.
Нередко при поступлении такого звонка человек на экране своего смартфона видит «городской» телефон, интуитивно предполагается, что этот номер имеет конкретную привязку к адресу и лицу. Возникает доверие. Однако, чтобы получить в пользование номер телефона вида 8800, 8499, 8495, 8484 и любые другие, достаточно зарегистрироваться на соответствующем ресурсе провайдера, выбрать номер и оплатить.
– Мошенники вводят в заблуждение еще и тем, что называют человека, которому звонят, по имени-отчеству…
– Действительно, часто, когда люди перезванивают на указанные в сообщениях номера телефонов, они удивляются тому, что их данные известны. Но надо понимать, что мошенники готовятся к совершению преступления, собирают информацию о гражданах. Во многих случаях делают это с помощью рассылок, создания сайтов, которые на первый взгляд кажутся благовидными.
В указанных рассылках предлагается регистрироваться, вводить номера телефонов, район или регион проживания, Ф.И.О, иную информацию, после чего эти данные собираются и используются для обмана жителей разных субъектов РФ.
– Что предпринимают полицейские для борьбы с интернет-мошенничеством?
– Работать с такими преступлениями непросто из-за того, что нередко злоумышленники действуют из другого региона, а то и страны. Плюс люди не сразу понимают, что их обманули, и не обращаются в полицию оперативно. Есть технические сложности в установлении причастных лиц из-за использования тех же подменных номеров, о которых я уже говорил. Тем не менее, ряд преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, нам удалось раскрыть. Кроме того, мы усилили меры профилактической работы среди населения.
– Иными словами, без бдительности зимовниковцев проблему не решить?
– Да. Поэтому так важно соблюдать правила безопасности: хранить номер карточки и ПИН-коды в тайне, не использовать один пароль для всех интернет-ресурсов, не перечислять деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если не убедились в благонадежности того, кому предназначаются деньги. Не надо перезванивать и направлять ответные SMS, если вам поступило сообщение о блокировании банковской карты.
Будьте осмотрительны в отношении писем с вложенными картинками, поскольку файлы могут содержать вирусы; не переходите необдуманно по ссылкам, содержащимся в рассылках, не заполняйте полученные по электронной почте формы и анкеты. Личные данные безопасно вводить только на защищенных сайтах.
О.Бондаренко