В стране, Главная новость

Пасхальная премьера: вышел фильм Эдуарда Боякова «Русский крест» с Михаилом Пореченковым

16 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, в широкий российский прокат вышел фильм Эдуарда Боякова «Русский крест» (12+) с Михаилом Пореченковым в главной роли.

«Русский крест» – полнометражный художественный фильм по одноименной поэме русского поэта Николая Мельникова (1966–2006), киновысказывание режиссера Эдуарда Боякова (основателя фестивалей «Золотая Маска», «Традиция», создателя театров «Практика», «Политеатр», художественного руководителя МХАТ им. Горького (2018–2021), художественного руководителя Нового театра). Благословение на создание картины авторы получили у схиархимандрита Илия (Ноздрина), чьим духовным чадом был поэт Николай Мельников.

«Нам хотелось сподвигнуть зрителя к сопереживанию, к серьезной внутренней работе, которая, возможно, поможет найти ответ на вопрос: «Для чего нам даны испытания сегодняшнего дня?» – пояснил свою цель режиссер Эдуард Бояков.

Фильм «Русский крест» – история о покаянии и духовном возрождении простого человека Ивана Ростка, достигшего предела в своем падении. Главный герой обретает веру после явления ему святого Георгия и ставит перед собой задачу – восстановить разрушенный в советское время деревенский храм.

«Поэма Мельникова написана четырехстопным хореем, размером с богатейшей историей, начиная с былин, духовных стихов и заканчивая современной русской поэзией. Хрестоматийные примеры – «Талисман» Пушкина, «Конек-горбунок» Ершова и «Василий Теркин» Твардовского. Поэзия Мельникова легко вплетается в ткань киноповествования. В образе сторожа Ивана Ростка прорастают черты целого поколения русских людей – растерянных и дезориентированных, оторванных от корней водоворотом истории, вынужденных среди обломков советской идеологии искать ростки новых ценностей, которые не могут не быть вечными. Этот образ глубоко архетипичен», – рассказал Эдуард Бояков.

По мнению генерального продюсера фильма Игоря Кудряшкина, важно, что фильм, ориентированный на традиционные национальные ценности, актуализирует целый пласт современной культуры, развивает идеи других проектов Эдуарда Боякова, таких как спектакль «Лавр», фестиваль «Традиция».

«Когда Эдуард Бояков впервые рассказал об идее экранизации поэмы Николая Мельникова «Русский крест», я понял, что это необходимо сделать. Поэма Мельникова – важный современный поэтический текст, написанный в сказовой народной манере и получивший признание православных христиан. В этом тексте собраны многие темы великой русской литературы, но в то же время он всей своей болью обращен в день сегодняшний», – признается Игорь Кудряшкин.

Исполнитель главной роли Михаил Пореченков уверен, что кинорассказ о жизни Ивана Ростка найдет живой отклик в душах людей.

«Моя роль и простая, и сложная одновременно. В Иване Ростке, на первый взгляд, мало героического. В то же время его история – история простого человека, прозревшего путь к духовному возрождению и сумевшего повести за собой людей, «собрать народ в Народ». Это история подвига в том смысле, который заложен в слове «подвижничество», – пояснил Михаил Пореченков.

Помимо Михаила Пореченкова, главные роли в картине исполнили Полина Чернышова и Юрий Кузнецов.

Фильм «Русский крест» – одно из немногих в современном кинематографе обращений к теме православия (из наиболее ярких примеров – «Остров» Павла Лунгина, «Монах и бес» Николая Досталя). При этом «Русский крест» уникален в жанровом плане. Авторы сохранили поэму в качестве основы сценария и непривычного для кинематографа выразительного средства. Поэзия здесь самостоятельное действующее лицо, живая ткань фильма. В мировом кино не много примеров такого жанра, поэтому картина новаторская.

Авторы фильма прежде всего стремились создать картину, рассчитанную на самую широкую аудиторию. Все события остро актуальны, практически документальны. Преодоление тяжелого наследия 1990-х – как раз то, чем занята современная Россия.

Сюжет, операторская работа Максима Осадчего («Девятая рота», «Сталинград», «Дуэлянт», «Легенда о Коловрате»), самобытная музыкальная линия, написанная Тихоном Хренниковым-младшим и группой LAVRA, точно соответствуют пристрастиям современного зрителя к зрелищному, динамичному кино. Однако сказовая стилистика, притчевость повествования выводят фильм на уровень художественного обобщения, характерный для эпоса.

По мнению первых зрителей фильма, эта история Голгофы и Воскресения простого русского человека вселяет надежду и несет свет.

30