Если уж говорить о «железнодорожных» профессиях, то обязательно стоит рассказать о тех, кто на все сто процентов железнодорожник – это о машинистах. Их жизнь проходит день за днём в ритме стука колёс, а по ночам снятся составы, огни семафора и уходящие вдаль рельсы.
С машинистом Александром Николаевичем Шевченко мы беседовали прямо в кабине маневрового локомотива. На стенках закреплены инструкции о действиях в разных ситуациях, грозные предупреждения о недопустимости прохождения предупреждающих знаков – это считается преступлением. Александр Николаевич – из тех, кто строго следует инструкциям и правилам, он никогда не допустит нарушений сам и другим не даст этого сделать. «Не положено», — скажет, как отрежет. Но именно таким и должен быть представитель этой профессии, поскольку от действий машиниста зависит безопасность не только его самого, но и других людей.
Александр Николаевич пришёл на железную дорогу 14 лет назад, после жизненных исканий, и понял, что вот оно – дело, которым хочется заниматься и дальше. Он работал некоторое время школьным учителем физкультуры и ОБЖ, но через некоторое время понял, что работа с детьми – это не его. И ушёл на железную дорогу. Здесь начинал в службе охраны на станции Куберле, работал – присматривался. И когда его позвали попробовать работу помощника машиниста, не отказался.
— И не пожалел об этом, — серьёзно говорит Александр Николаевич. – Разумеется, пришлось много учиться, осваивать новое всегда непросто. Я учился в Тихорецке. Но больше всего мне дала практика, опыт работы со знающими коллегами.
Об Александре Николаевиче коллеги отзываются как о грамотном специалисте, профессионале, на которого можно положиться. Он – универсальный машинист: водит и маневровые локомотивы, и большие тепловозы поездов дальнего следования. Работа очень ответственная, требует большого внимания, умения сконцентрироваться и четко действовать в любой ситуации. Как говорит начальник станции, Александр Николаевич свою работу выполняет максимально приближенно к идеалу – и это не пустые слова.
— На маневрах специфика такая, что работать на них тяжелее и ответственнее, потому что в этом случае мы работаем в команде с составителем поездов, который «висит» на вагоне, в опасном месте, — рассказывает Александр Николаевич. – Связь с ним поддерживается по радиостанции, и очень важно внимательно следить за всеми его сигналами, уметь вовремя и сразу остановить состав. Главное в нашей работе – не халтурить, быть ответственным. Я свою работу люблю, потому что здесь всегда чувствуешь себя нужным другим.
С супругой Александр Николаевич вырастил двоих детей, у них есть внук, которому шесть лет. Дети выбрали другие профессии, не связанные с железной дорогой, но отцом они гордятся.
— Накануне профессионального праздника я поздравляю всех своих коллег-железнодорожников, — говорит Александр Николаевич. – Желаю успехов, здоровья и, конечно, благополучия в семье.