По приметам на 9 апреля судили о погоде и об урожае. В православии в этот день чтут мученицу Матрону Солунскую – христианку, жившую в III-IV веках.
Матрона была рабыней Павтилы, жены одного из военачальников Солуни. Павтила была иудейкой и всячески пыталась заставить Матрону принять свою веру. Она морила женщину голодом, унижала, избивала, но так и не смогла принудить её к вероотступничеству. Чтобы сломить Матрону, её заключили в темницу.
Однажды Павтила зашла в узилище и застала рабыню за молитвой. Она до того рассердилась, что приказала слугам избить Матрону до смерти, а тело сбросить с городской стены. Останки мученицы местные христиане предали погребению. По окончании гонений на христиан, мощи Матроны были обретены и положены во храме, который местные жители Солуни воздвигли в её честь.
9 апреля: традиции и обычаи дня
Мученицу Матрону и день её памяти наши предки прозвали «Матрёны-настовицы». Такому названию существует два объяснения:
- или от наста (обледенелой твердой снежной корки, которая часто появляется после оттепели);
- или от настовиц (чибисов, пигалиц), которые, по народному верованию, прилетают в этот день.
На Матрёну прилетают пигалицы на Север.
Чибис прилетел, воду на хвосте принес.
На Матрёны овсянка свою песенку затягивает: «Покинь сани, возьми воз».
К этому времени в северных регионах обычно поднимаются, вздуваются реки, а внешний лёд становится ненадежным. Поэтому в народе говорили: «Щука хвостом лёд разбивает».
Ещё Матрену называли полурепницей, потому что в день её памяти огородники отбирали из неприкосновенного запаса годные для посева репы.
Бытует мнение, что на севере Европы выращивание репы древнее хлебопашества. Известно, что особенно хорошо родится репа на золе выжженного леса, в таком случае, удается вырастить действительно огромные плоды. Также существовал особый обычай посева: чтобы собрать хороший урожай репы, перед посевом женщина должна искупаться и надеть чистое платье, а во время посева распустить волосы.
На протяжении долгого времени репа была одним из основных продуктов питания земледельцев на Руси. До появления картофеля оставалась одним из самых распространенных видов овощей, наряду с капустой, луком и редькой входила в повседневный рацион крестьян. В некоторых местах репой и брюквой засевали целые поля.
Репу ели сырую, жареную и вареную, добавляли в крупу для приготовления каши и в тесто для оладий. Однако самым простым и обычным было блюдо, известное и сегодня, пожалуй, по ходячему выражению «проще пареной репы». Действительно, приготовить это блюдо очень просто – репу надо залить водой и поставить на русскую печь. Пареная репа круглый год не сходила со стола крестьян, обязательным кушаньем она стало в период поста, когда её употребляли с квасом.
Вполне логично, что репа оказалась объектом шуток, загадок, присловий, персонажем популярных сказок и героиней детских игр. Но хоть она хороша и вкусна, да не сытна и, к тому же, быстро приедается.
Крестьянки утром шли в церковь, чтобы поставить свечу у образа святой Матроны, осуждающей нерадивых хозяек. Ещё в этот день в последний раз белили на чистом насте холсты, сотканные за последние недели. Место для отбеливания облюбовывали сразу после Крещения. Выбирали специальную площадку с крепким настом, защищенную от ветра и расположенную на солнечной стороне. Такую площадку называли «настищем».
9 апреля: приметы и поверья
- Утром иней и туман – к урожайному году.
- Услышать вечером крик чибиса – к ясной погоде.
- Если стайки чибисов низко летают, то в ближайшее время дождей не предвидится. Если во время полета птицы кричат, то будет засушливое лето.
- Чайки над домами летают – скоро лёд сойдет.
- Ссориться на Матрёну нельзя, так как помириться будет сложно.
- Сны с 8 на 9 апреля не пустые, но рассказывать их другим нельзя. Сновидение, приснившееся днем 9 апреля, может сбыться через две недели.
Людям, родившимся 9 апреля, следует носить аметист.