Беженцы из Мариуполя вспоминают, как ВСУ подогнали танк к дому, а снайперы стреляли поверх голов, чтобы люди не могли выйти из подъезда
Ростовская область продолжает принимать беженцев из Мариуполя по вновь открытому гуманитарному коридору. Эвакуация идет сразу в нескольких направлениях. Одни — едут на западную Украину и в страны Европы, другие — переходят российскую границу в Белгородской и Ростовской областях. В России же все прибывшие, временно размещаются в приграничных городах, а потом на специально сформированных железнодорожных составах, перемещаются по стране.
Сегодня почти 30 регионов РФ готовы принимать и размещать их у себя на территории.
География городов — от Воронежа до Владивостока. Что видели беженцы, покидая Украину, рассказали корреспонденту «КП — Ростов-на-Дону».
«ЕЛИ КОНСЕРВЫ С ВОДОЙ»
И вот, на контрольных пунктах пропуска границы между Россией и Донбассом уже трое суток непрерывно дежурят более 200 автобусов, а в городе Таганроге — ближайшем крупном населенном пункте — открыты два больших перевалочных центра. Оба рассчитаны на прием до 200 человек.
В ночь на 16 марта в Таганрог прибыло более 100 беженцев из Левобережного района города Мариуполь. В основном, это пожилые люди, женщины с детьми и инвалиды.
Люди пробыли в дороге почти 12 часов. Уставшие и обессиленные. Некоторые из них буквально виснут на руках встречающих автобусы сотрудников МЧС.
-Страшно и жутко: две недели ты сидишь в подвале и боишься выйти, — признается жительница Мариуполя Елена. — Наши мужья разводили костры прямо на площадках этажей в подъездах, пытались варить суп: не для себя — для детей, ели консервы с водой, чтобы не умереть с голоду.
-Только представьте — еще две недели назад у тебя были работа, квартира, машина, а теперь — нет ничего, — вступает в разговор ее соседка по автобусу Виктория. — Нет будущего и понимания того, что будет дальше. Для меня самое страшное воспоминание — это когда к нашему дому подогнали танк, и он начал стрелять — вот это было страшно! А еще — снайперы на крыше, которые стреляли поверх наших голов, чтобы мы не могли выйти из подъезда.
КОМУ — МЕДИЦИНСКАЯ, КОМУ — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Прибывшие проходят обязательные процедуры регистрации и размещаются на ночлег в двух спортивных комплексах Таганрога. Местные власти делают все возможное, чтобы беженцы чувствовали себя комфортно и более-менее уютно.
Сейчас многим прибывшим вынужденным переселенцам приходится оказывать первую медицинскую помощь. У переживших большой стресс людей возникают проблемы с давлением, кому-то — требуется и психологическая помощь.
Как говорят сотрудники регионального Минздрава – они дежурят в пунктах временного размещения — у людей на фоне психологической травмы от увиденного и пережитого возникают симптомы страха, депрессии, они становятся более впечатлительными, капризными и легковозбудимыми. Могут не совсем адекватно реагировать даже на незначительное недомогание и паниковать.
-Наша задача — оказать первую помощь при обращении, а если вопрос стоит об оказании более серьезной медицинской помощи, то передать информацию уже непосредственно в стационарные лечебные учреждения, — рассказала специалист-медик.
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ВСТРЕЧАЕТ АВТОБУСЫ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ – КАК МАМА
При этом поток беженцев из Мариуполя в Россию продолжается. На украинской стороне вблизи границы скапливаются сотни людей, вынужденных покинуть свою родину из-за ведения боевых действий.
Как заявили специалисты МЧС, только до конца этой недели в Россию по гуманитарному коридору могут прибыть примерно около 800-1000 человек из Мариуполя.
Многие семьи из Мариуполя при эвакуации потеряли своих близких — отцов, матерей, братьев и сестер. Оказавшись в пунктах временного размещения на территории России, люди начинают искать своих родственников, обращаясь через представителей СМИ и размещая объявления в специально созданных группах в социальных сетях.
Беженка из Мариуполя Виктория вот уже трое суток, находясь в России, ходит встречать все автобусы из Мариуполя, Донецка и Луганска с целью найти свою маму или хотя бы узнать какую-то информацию о ней.
-Скоро мы будем вешать фотографии на стенах ПВР — как это было на эвакопунктах в годы Второй Мировой войны, — вздыхает беженец Дмитрий. — А что делать? Полных списков беженцев, прибывающих в Россию, до сих пор нет, как и информации о том, куда именно увезли конкретного человека или семью. Остается только искать таким образом — спрашивать у вновь прибывших.
-Тысячи людей сегодня вынуждены в короткий промежуток времени покинуть свои дома. Разумеется, кто-то мог отстать, потеряться, кто-то выезжал сам на личном автотранспорте, — говорит сотрудник МЧС Виктор Полянский. — Некоторые семьи оказались в эвакуации по разные стороны границы. Одни — приехали в Россию, другие — на западную Украину, третьи — в Польшу и другие соседние страны. Мы понимаем, что есть такие случаи, и они будут еще, так как большую роль здесь играет человеческий фактор и напряженная обстановка.