«Наши дворы превращаются в болото. Дома, стоящие в воде, трещат по швам. Саман просто рушится. Если не принять срочных мер, люди лишатся жилья», – написали в редакцию «Нашего времени» жители поселка Зимовники
В нем проживает около двадцати тысяч человек. В степном поселке нет центральной канализации, нет ливневки. Река Куберле, протекающая по населенному пункту, заилена, работы по расчистке русла, начатые в 2008–2009 годах, так и не были завершены. А почвы – глинистые. Грунтовым и ливневым водам уходить некуда. Но до весны прошлого года, хотя подтопления и происходили регулярно, между «мокрыми» периодами был хотя бы «сухой» перерыв. Теперь все иначе.
Прошлой весной многие жители не посадили огороды – на участках стояла вода. Вымокли плодовые деревья и кустарники – не было урожая ни ягод, ни фруктов.
У депутата Зимовниковского сельского поселения Татьяны БОВТУНОВОЙ прошлой весной затопило полностью подвал, канализационный и водопроводный люки.
– Так то была весна, к лету вода ушла, хотя и не полностью. В декабре прошлого года, когда пошли дожди, все повторилось. Только впереди – не лето. Что будет, когда снег начнет таять? – с тревогой говорит Татьяна Валерьевна. – У меня во дворе летняя кухня сложена из самана.
Когда заморозки начались, отсыревший саман начало рвать, стены стали рушиться. И так на многих подворьях.
Депутат Бовтунова два дня по своему избирательному участку собирала подписи под обращением в Государственную думу – это инициатива поселенческих депутатов. Потому что ситуация ухудшается.
В поселке Зимовники вода стоит в подвалах домов. По своим дворам люди вынуждены передвигаться в забродских сапогах. Заливает участки под огородами… Ясно, что в этом деле нужно срочно разбираться и спасать поселок.
– Не то что в частных одноэтажных – в двухэтажных домах сырость, в квартирах первых этажей подмокшие полы, со стен отваливаются обои, – перечисляет Бовтунова. – Канализационные ямы не успевают откачивать. Только откачали – грунтовые воды снова их заполняют. В такой ситуации не одна семья, а почти половина жителей поселка.
Депутату Зимовниковского сельского поселения Сергею ИВАХНЕНКО повезло, его дом на высоте стоит, в удалении от реки Куберле. А вот друзьям и знакомым, которые живут буквально одной-двумя улицами ниже, приходится туго. Знает человека на улице Макарчука, у которого даже куры во дворе тонули.
– В низине (перепад между низиной и пригорком составляет 19 метров) вода стоит в подвалах и колодцах. Ближе к железной дороге – улицы Савина и Макарчука – ситуация вообще критическая, вода во дворах и даже – в домах, – рассказал Сергей Георгиевич. Хорошо, у кого цоколь высокий, а у кого низкий – пиши пропало. Подтоплен старый элеватор, воду откачивают, она течет вдоль железной дороги.
– Проблема с каждым годом усугубляется, вода подбирается к тем местам, где раньше было сухо, – подчеркивает депутат. – Причину должны установить специалисты и организовать сток воды. И речку надо чистить основательно.
– Улицы Прудовая, Совхозная, переулок Ломаный терпят бедствие, люди живут в воде. На улице Макарчука, 8 женщина с детьми вынуждена была соорудить небольшой флигель в менее затапливаемом месте своего подворья и переехать в него. В доме жить невозможно, в летней кухне у нее вообще стена упала, – рассказала нам депутат Зимовниковского сельского поселения Людмила ТКАЧЕВА. – На улице Совхозной трансформатор стоит в воде, опоры высоковольтной линии передачи вдоль железной дороги – тоже. У некоторых людей насосы откачивают воду со дворов сутками, иначе вода зайдет в дома. А есть и такие строения, которые уже рушатся.
– Есть разные версии, почему все это происходит. Одни считают, что когда асфальт прокладывали, не учли расположение лотков для ливневки, есть участки, на которых поток воды тормозится и заливает все близлежащие участки, – говорит депутат Зимовниковского сельского поселения Галина АНАЩЕНКО. – Кто-то склонен считать, что многотонные ветряки систему движения грунтовых вод поменяли, третьи ссылаются на заиленную речку.
Но есть и еще одна интересная версия, которую озвучил помощник депутата Госдумы Николая Коломейцева Владимир Кучер.
– Когда в поселке несколько лет назад меняли центральные водоводы, то, вполне возможно, нарушили строительные нормы, – считает Владимир Федорович. – Вероятно, на подушке из песка для труб сэкономили, трубы могли просесть и теперь дают утечку. А разводящие трубы, что идут по улицам, лет тридцать никто не менял. Так что вполне вероятно, часть воды, которая затапливает поселок, – из водопровода. Представьте, что на 20 тысяч населения, по информации руководителя местного коммунхоза, подается в сутки 3 тысячи кубометров воды. Это получается: на каждого жителя по 150 литров, хоть каждый день ванну принимай.
Эту версию тоже стоит проверить. Иначе поселок скоро превратится в болото – он уже зарастает камышом.