Кто из министров больше всех испугался на совещании с Путиным по нацпроектам и почему? Серьезно нервничать главам федеральных ведомств пришлось, казалось бы, из-за незначительных поводов. Вот только всем ясно, что перебои с автобусами в хуторе — следствие нерасторопности всего Минтранса.
Пандемия коронавируса не смогла затормозить реализацию национальных проектов в России. Работа в этом направлении не прекращалась даже в самые сложные месяцы двух последних лет.
Задача нацпроектов — добиться решения самых чувствительных проблем людей: это доходы, работа, школы, транспорт, больницы. Удивительно, но при миллиардных вливаниях и жесточайшем контроле до сих пор остаются проблемные места.
В среду, 15 декабря, Владимир Путин оценил ход национальных проектов. Этим летом они были скорректированы, а сроки исполнения продлили до 2030 года. Корреспондент МИЦ «Известия» Кирилл Сергеев расскажет, кто больше всех из министров нервничал на совещании и чего они испугались.
Министерские нервы
В буквальном смысле «хутор невезения». Жители Камышева Ростовской области и сами называют его только так. Дорог тут практически нет, в поликлинике с каждым годом становится все меньше медиков. Недавно закрылась еще и единственная аптека.
«Пенсионерам плохо. Есть те, кто — я лично знаю — сильно мучается без машины, техники нет. А у нас тут, в основном, все старики. Бабушки старенькие», — рассказывает житель хутора Тоштемир Яфитов.
Фактически без лекарств и связи с большой землей на хуторе остались около тысячи человек. До ближайшего поселка почти марафонская дистанция — 30 с лишним километров. Доехать на автобусе, конечно, тоже можно. Вот только транспорт ходит, в лучшем случае, через день.
На этой неделе проблемы хутора разобрали прямо в Кремле, на совете по нацпроектам. Обращение жителей зачитали лично президенту.
«На билет надо потратить 170 рублей, а на такси — 600, что иногда дороже самого лекарства. И таких обращений много. За лекарствами жители вынуждены ездить в соседние поселения и часто тратят на это много времени и денег — иногда больше, чем стоят сами лекарства», — рассказывает руководитель исполкома ООД «Народный фронт» Михаил Кузнецов.
Такой пример из Камышева — словно лакмусовая бумажка для оценки работы чиновников. На встрече с министрами президент недвусмысленно дал понять: ко многим пока что есть вопросы. В том числе, и к главе Минтранса, который еще до совещания явно перенервничал.
«У нас есть программа комплексного развития и модернизации пассажирского транспорта общего пользования в субъектах Российской Федерации, но реализация данной программы должна была начаться с 1 января 2022 года. Так, спокойнее, спокойнее. Она начнется с 1 января 2022 года? Вопрос: программа-то сама готова или нет?» — спросил Владимир Путин.
«Она готова, находится в стадии согласования», — ответил министр транспорта Виталий Савельев.
«Виталий Геннадьевич, мы с вами давно работаем вместе и не надо хитрить: если она готова, то она утверждена, а если находится в стадии согласования, то не готова. Если уверены, что программа заработает, доведите дело до конца», — поручил глава государства.
Держать ответ перед президентом пришлось и министру экологии. Программа по ликвидации свалок, которые отравляют жизнь десяткам тысяч россиян, как выяснилось, тоже готова не до конца. В ближайшие три года в министерстве собирались расчистить без малого 200 крупных полигонов. Но пока приступить к работе могут не везде.
Такие же встречи президент традиционно подводит в конце года — специально, чтобы подвести промежуточные итоги и скоординировать действия чиновников.
Успехи нацпроектов
Пока в стране исполняются сразу 14 национальных проектов и программ, у каждой из которых — вполне конкретные и четкие цели. К примеру, увеличение продолжительности здоровой жизни россиян, обеспечение доступности медицинской помощи даже в самых удаленных уголках страны. Или вот — совершение качественного прорыва в сфере образования.
Успехи, впрочем, здесь тоже есть — и совсем немало. Всего за три года в селах и деревнях построены почти больше полутора тысяч фельдшерских пунктов. А очереди в ясли и детские сады пропали сразу в 30 регионах.
«Главное — вновь это подчеркну — то, какие получены результаты, насколько они конкретны, понятны и видны людям, какой эффект дают для развития регионов и всех территорий страны. Отмечу, что несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, работа по национальным проектам не прекращалась. Более того, есть индикаторы, которые показывают, что динамика, интенсивность здесь даже растут», — заявил Владимир Путин.
Рекордными темпами, кроме того, идет и расселение аварийного жилья: новые квартиры в этом году получили 120 тысяч семей. Ремонты дорог в городах уже обогнали план. То же самое и с возведением школ. В ближайшие годы по всей стране построят 1 300 новых учебных заведений. Больше семи тысяч отремонтируют.
«Если десять лет назад это была обычная „хрущевка“, то теперь мы попали в современное пространство. Это концептуально новый формат детского технопарка», — доложила руководитель детского технопарка гимназии № 642 Санкт-Петербурга Мария Сыркина.
А по сути — одна из первых «школ будущего», созданных в рамках профильного нацпроекта. Наряду с литературой и алгеброй тут уже осваивают кибернетику, нейробиологию и программирование лазерных станков. При этом желающих позаниматься после уроков, по словам педагогов, тоже хватает.
Интерактивными досками в школах, конечно, уже никого не удивишь. Теперь вести уроки здесь помогают настоящие роботы. На примере вращения лопастей квадрокоптера тут объясняют закон сохранения момента импульса. И такой же учебный инвентарь совсем скоро должен появиться в каждом регионе страны.
Тем более, что общий бюджет нацпроектов — 25 триллионов рублей, а их исполнение уже продлено до 2030 года. Сроки пришлось передвинуть из-за последствий пандемии, борьба с которой — еще один безусловный приоритет. Кроме того, по указу президента, проекты опираются еще и на пять национальных целей. Серди которых благополучие и здоровье человека — на первом месте.
«Вот эти корректировки фокусируют нацпроекты на конкретном гражданине, человеке. Это все про нас, а не про какие-то абстрактные показатели, цифры, „удои“. И работают чиновники именно на эту сверхзадачу», — объясняет политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.
Помощь бизнеса
Идти в ногу со временем государству поможет и бизнес — об этом с президентом говорили на заседании Российского союза промышленников и предпринимателей. А конкретные примеры такого сотрудничества представили на выставке Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Уже сейчас в аналитических центрах занимаются поиском точек роста для каждого региона страны и готовят проекты целых городов будущего — например, «Экополиса» на Сахалине. Отдельное направление — создание сетевого вуза, который позволит студентам проходить обучение на базе любого наукограда страны.
«Наша задача — представить эти проекты руководству, в правительство, и обеспечить софинансирование и включение в текущие программы и национальные проекты», — рассказала директор АСИ Светлана Чупшева.
Реальность такого будущего, впрочем, все равно зависит от расторопности чиновников — в столице и на местах. Но чтобы двигаться дальше, нужно хотя бы закончить начатое. Как минимум — не сбавляя темпа продолжать строительство современных школ и поселковых медцентров, а еще — обновлять парки общественного транспорта.
Именно этих изменений ждут по всей стране. А в Камышеве Ростовской области — особенно.