Россия и США начали совместную борьбу с киберпреступностью. Взаимодействие стран в этой сфере было заморожено с 2017 года на фоне конфликта вокруг Украины. Возобновить сотрудничество весной текущего года предложил президент США Джо Байден, после того как на крупные американские компании был совершен ряд атак.
Итогом возобновления контактов в формате Кремль – Белый дом стало восстановление взаимодействия в рамках американо-российского Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1999 года. В результате из США стали поступать недостающие материалы для уголовно-процессуального пресечения деятельности ряда международных кибергруппировок, в частности Evil Corp., TrickBot и REvil. Российской стороной также запрошены имеющиеся у американских коллег сведения о деятельности группы хакеров, связанных с использованием вредоносного программного обеспечения REvil / Sodinokibi.
Также государства среди прочего наладили обмен информацией о кибератаках, совершаемых с территории обеих стран, и проработку этих сведений уполномоченными органами.
Возобновление переговоров показывает, что сейчас информационно-коммуникационные технологии имеют такое же решающее воздействие на глобальное развитие, как ядерные технологии в 1940-е годы или ракетно-космические в 1950–1970-е годы.
При этом именно Россия уловила новые направления в киберсфере и уже более 20 лет формирует основные концептуальные подходы в этом направлении.
«Основным внешнеполитическим приоритетом России в области международной информационной безопасности остается формирование глобальной системы, основанной на принципах предотвращения конфликтов в информационном пространстве и поощрения использования ИКТ в мирных целях. В этой связи мы активно работаем над тем, чтобы профильный переговорный процесс под эгидой ООН носил непрерывный и преемственный характер. Для этого в 2018 г. по российской инициативе был запущен принципиально новый формат – Рабочая группа ООН открытого состава (РГОС), участие в которой, в отличие от предыдущих тематических площадок, принимают все 193 государства – члена ООН. Учредив совместно с нашими партнерами новую РГОС на период 2021–2025 гг., мы смогли закрепить на долгосрочную перспективу инклюзивный и подлинно демократичный механизм, одним из приоритетов деятельности которого будет выработка универсальных правил, норм и принципов ответственного поведения государств в информпространстве», – приводит сайт слова директора департамента международной информационной безопасности МИД России Андрея Крутcких.
Он отметил, что киберкриминал наиболее ярко проявился в период пандемии ковида и затронул все страны и слои общества. Глобальная проблема требует соответствующего ответа, но международное сотрудничество правоохранительных органов в этой сфере нуждается в серьезной настройке. И российские инициативы в ООН соответствуют этим вызовам современности. Так, в этом году был внесен проект резолюции Генассамблеи ООН, имеющий целью определить и утвердить правила работы Специального межправительственного комитета экспертов открытого состава для разработки международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях.
Также российские дипломаты в сложных политических условиях за год создали и запустили полноценную переговорную площадку, где могут взаимодействовать правоохранительные органы и юристы, в реальной жизни борющиеся с киберпреступлениями.
«Это лишь часть наших комплексных усилий, но она позволит сделать важный шаг в сторону консолидации мирового сообщества, обменяться передовым опытом, лучшими наработками, чтобы потом получить качественный механизм взаимодействия. Также мы убеждены, что при создании такого сложного международного инструмента необходимо соблюсти баланс между размахом конвенции и защитой прав человека, учесть интересы бизнеса и возможные правовые коллизии. Сейчас для всех нас появился исторический шанс объединить усилия и сделать большой шаг вперед в борьбе с общим врагом – киберпреступностью. Все предпосылки для этого созданы. Задача стоит сложная, но нас это не должно пугать», – заявил директора департамента.
Он уверен, что сегодня недостаточно только международного сотрудничества – нужно создавать киберальянсы, и Россия к этому готова.
В настоящее время интернет играет решающую роль не только в распространении информации, но и в политических манипуляциях. Цифровые платформы, соцсети и мессенджеры в любой момент могут стать источником дестабилизации общества. При этом политика управление контентом, реализуемая западными ИТ-гигантами, все чаще принимает форму цензуры. К примеру, Google и Facebook регулярно удаляют контент или блокируют целые каналы.
Сегодня именно они представляют главный источник информационной угрозы для цифрового суверенитета большинства государств мира. Например, в мае 2020 г. аккаунты информационных агентств News Front, Anna News и ТРК «Крым-24» на YouTube были удалены без объяснения причин и предварительных уведомлений; в июле был удален аккаунт телеканала «Царьград».
Другой аспект этой проблемы – ответственность владельцев соцсетей за запрещенный контент, который могут распространять пользователи.
Поэтому Россия выступает за интернационализацию управления интернетом и повышение роли государств в этом процессе. Регулирование сети частным сектором уже давно доказало свою неэффективность.
Как отмечает Национальный координационный центр по компьютерным инцидентам, США, Германия и Нидерланды входят в число стран, с территории которых совершается наибольшее количество кибератак на российскую инфраструктуру. В последние годы нападения все чаще совершаются на компании, занимающиеся разработкой вакцин и работающие в сферах госуправления, финансового сектора, военно-промышленного комплекса, науки, образования, здравоохранения и транспорта.
Сергей Петров