В конце августа православные отмечают важное торжество, прославляющее Божью Матерь. С Успением Богородицы связано множество примет и ритуалов, традиционно соблюдаемых верующими. Богоматерь почила, но была вознесена на небо. Благодаря этому, христиане обрели вечную небесную заступницу, которая просит за мирян Своего сына. Поэтому в праздник старались не нарушать передаваемых из поколения в поколение традиций, примечать погодные явления, проводить принятые ритуалы.
Традиции праздника Успение Пресвятой Богородицы
Праздничная дата приходится на 28 августа, относится к важным событиям в жизни православных христиан. По церковным канонам считается двунадесятым празднеством, знаменует переход Божьей Матери от земной к вечной жизни.
В представлении народа праздник означал завершение тяжких сельскохозяйственных работ, поворот к осени. Он венчал короткий, но строгий по своим правилам Успенский пост, длившийся две недели. Неслучайно в традиционных мероприятиях праздника основная тема – прославление Богородицы, угощения родных и нищих, благодарение высших сил небесных за урожай.
В старину день называли Богородичной Пасхой, подчеркивая важность этого праздника. Народное название – Первая Пречистая.
Русская православная церковь отмечает событие одним днем предпразднства и восьмью днями попразднства. Обязательно Всенощное бдение, обнесение вокруг храмов плащаницы с изображением усопшей Божьей Матери. Во время службы священники освящали принесенные караваи хлеба. Прихожане ставили свечи перед ликом Богородицы, молились о защите, просили о благополучии для родных и близких. После служб праздничного дня прихожане во главе со священнослужителями совершали крестный ход к близлежащим полям. Несли иконы Богородицы, читали молитвы, пели молебен, воспевая народную заступницу.
Освященными в храмах караваями угощали присутствующих, при этом следили, чтобы не пропало ни единой крошки.
День кончины Богородицы, несмотря на суть события, считается праздничным. Согласно христианскому вероучению, переход Матери Божьей в мир небесный был необычным, отсюда и название – Успение (сон). Мария перешла в мир иной, но не оставила людей, став их заступницей. Поэтому с Богородичным праздником связано огромное количество разных примет. Считалось, что если в этот и последующие дни засылать сватов, то жизнь молодых пар будет счастливой и удачной. В семьях, где пока не планировали выдавать дочек замуж, нередко говорили: «Пришла Первая Пречистая – принесла сватов нечистая!». После Успения принято было назначать даты свадеб, Божья Матерь дает благословение и будет поддерживать семьи. Если же сваты не приходили, то сидеть девушке незамужней до следующего года.
Важно было помочь нуждающимся, согласно приметам, человек, проявивший милосердие от чистого сердца, будет удачлив. В то же время священнослужители призывали проявлять доброту и помогать тем, кто нуждается, в любой день, независимо от праздничных дат. Плохим знаком считали натереть мозоль в праздник. Надевали удобную, пусть и плохонькую обувь, так как появление мозоли – к беде, несчастьям и болезням. Множество поверий связано с земледелием, все-таки для крестьян земля была основной кормилицей. С 28 августа было принято начинать копку картофеля на огородах (урожай будет добрым), также завершали посевы озимых зерновых. Полным ходом заготавливали припасы на зиму, собирали в лесу ягоды, грибы. Во многих регионах страны праздник означал приход осени, начало первого (молодого) бабьего лета.
Молодое бабье лето – с Успенья и до 14 сентября. Старое – с 14 по 21 сентября.
Что нельзя и можно делать на Успение Пресвятой Богородицы
Один из основных запретов Первой Пречистой связан с работой. Так как дата относится к важнейшим православным праздникам, то работать в поле, дома, в огородах в этот день нельзя. Земле и себе давали кратковременный отдых, проводя день в молитвах и общении с семьей. Женщины старались сделать хозяйственные дела до праздника, откладывали рукоделие, шитье, стирку.
Нельзя оплакивать Божью Матерь, тосковать и грустить. День праздничный, прославляет Богородицу, воссоединение Матери с Сыном. Запрещалось ругаться, злословить, ссориться. Конфликты и раздоры не нужны в любой день, но в праздник особенно важно быть внимательными, терпеливыми к близким. Девушкам на выданье запрещали стричь волосы, плести косы в этот день. Говорили, что если не выполнять запрет, ждать сватов придется долго.
Блюда для праздничного застолья старались приготовить с вечера, так как был запрет на использование в этот день режущих приборов. Даже хлебные караваи в праздник принято было ломать. Строго запрещалось ходить босиком, особенно с утра. Роса – слезы Богородицы, топтать их – страшный грех.
Разрешалось: поминать усопших родных и близких; крестить младенцев (по согласию и договоренности с батюшкой храма); засылать сватов к родителям молодых девушек на выданье; разговляться. После поста накрывали столы, выставляли освященные в храмах продукты, заранее готовили праздничные блюда. Радовались окончанию страды, обсуждали дальнейшие дела и заботы; обязательно раздать угощения – нищим, нуждающимся; помочь соседям, другим жителям деревни или села.
Во многих населенных пунктах раньше было принято на праздник Успения Божьей Матери накрывать общий стол. Приходили селяне, приносили припасы, пироги, кулебяки, сладости. К столу приглашали всех, и считалось плохим знаком отказывать в угощении нищим и убогим. С Богородичного праздника солили огурцы на зиму, недаром была поговорка: «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить». В молитвах обязательно обращались к Богородице, просили о защите семьи, о здоровье близких и родных людей, о спокойной, без потерь и тягот жизни. Считали, что в Успение Матерь Божия обязательно услышит обратившихся к ней и поможет.
В день Успения не приветствовались заговоры на приговоры, старались обращаться к Матери Божьей только с молитвенным словом. Считали, что ритуалы ведут к проблемам с близким человеком, нездоровью.
Светлый праздник Успения Богородицы православные ожидают с радостью, с верой в лучшее. Стараются провести его в полном соответствии с предписанными правилами и традициями, соблюдая обряды и настраивая себя на добро.