Продавцы — это те люди, с которыми мы контактируем практически каждый день. От них во многом зависит, какие покупки мы совершаем и с каким чувством выходим из магазина — довольные выбором или озадаченные тем, что в очередной раз набрали лишнего. Работники торговли — одна из самых распространенных профессий, и ежегодно в четвертую субботу июля они отмечают свой профессиональный праздник.
…На днях у дверей магазина «Магнит», который располагается в центре нашего посёлка, я столкнулась со знакомой женщиной. Пенсионерка выходила с большим пакетом покупок и сияла.
– Девочки здесь все как на подбор – симпатичные, улыбчивые, всегда очень внимательные, – поделилась хорошим настроением знакомая.
Эта встреча подтолкнула меня написать материал о людях, которые здесь трудятся. Тем более, и повод для публикации прекрасный: профессиональный праздник – День работника торговли.
Сказано – сделано. Наше знакомство с директором магазина «Магнит» состоялось буквально через пару часов. Чтобы никому не мешать, Елена Сергеевна Пожидаева пригласила меня в свой кабинет. В торговом зале тем временем жизнь шла своим чередом, покупатели покупали, а продавцы продавали.
В былые времена быть продавцом считалось почетным, но и сегодня эта профессия не утратила популярности. Елена Сергеевна Пожидаева – молодой руководитель, она возглавляет супермаркет третий год, хотя стаж в торговле у неё уже 16 лет.
– Мы здесь все одна команда, – уточнила она, приветливо улыбаясь. – Наверное, поэтому у нас такой дружный коллектив. Честное слово, мы как будто одна семья.
Вместе с Еленой Сергеевной трудятся два товароведа Антонина Викторовна Кокшарова и Екатерина Николаевна Нестерова, а также четыре продавца Галина Фёдоровна Шитюк, Наталья Валерьевна Парафиёва, Кристина Николаевна Мавлюдова и Оксана Арменовна Диденко. Многие из них пришли в торговлю из других профессий.
Всегда к вашим услугам!
Галина Фёдоровна Шитюк в магазине «Магнит», можно сказать, «старожил». Она здесь трудится уже 5 лет. В торговле оказалась случайно и работу эту полюбила всей душой.
— В магазине главное – уметь общаться и находить общий язык со всеми людьми! – рассмеявшись, объяснила Галина. – А покупатели встречаются самые разные, каждый со своим характером и настроением.
Екатерина Николаевна Нестерова по первому образованию юрист, но когда её пригласили на работу в «Магнит», дополнительно окончила курсы и приобрела профессию товароведа.
– Мне нравится работать в торговле, хотя здесь не просто. Объём работы очень большой. Да что там говорить, ведь и магазин у нас не маленький, — отметила Екатерина. — Впрочем, даже быть просто продавцом – нелегко, – продолжает она. – Надо иметь крепкие нервы. И ребенку угодить, и старушку не обидеть.
А продавец Кристина Мавлюдова призналась нашему корреспонденту, что есть у них и особенно любимые покупатели.
– Есть люди, которые часто заходят в наш магазин, они уже всех нас знают по именам. Разве это не приятно? – продолжает моя собеседница. — А есть и очень нервные, которые, к примеру, на просьбу надеть маску реагируют эмоционально, даже продуктами в продавцов кидаются.
Доброжелательность для продавца – самое главное качество. Как гласит народная мудрость: покупатель всегда прав. Если продавец придерживается такого принципа в своей работе, значит, ему и работается легко. Тем не менее, покупатели бывают разные: и сварливые, и скандальные, требующие к себе особого внимания. И тогда…
– Нагнись, ругнись, поднимись и улыбнись! – этой мудрости научило нас старшее поколение продавцов, – заливисто смеясь, пересказывают присказку старших коллег по цеху мои собеседницы. – Конечно, мы тоже люди, бывает, так сильно и незаслуженно обидят, хоть плачь. Но все же большинство наших покупателей – приятные люди!
И, словно в подтверждение к вышесказанному, девушки вспоминают разные случаи.
Есть одна старенькая бабушка, очень веселая, когда приходит за покупками, обязательно рассказывает что-нибудь смешное, она, кстати, сама раньше работала в торговле. А в прошлом году 31 декабря постоянный покупатель преподнес всему коллективу магазина коробку конфет и бутылку шампанского. Продавцы вначале растерялись, стали махать руками и отказываться, но он настоял: это благодарность за доброжелательность и вежливое обслуживание.
Иногда продавцы выступают в роли психологов:
– Есть покупатели, вернее, покупательницы, которые готовы с нами обсудить все на свете: и погоду, и планы на лето. Порой нам здесь рассказывают такие вещи, которые можно доверить только самым близким людям. Посочувствуешь человеку, пожалеешь, просто выслушаешь. Однажды бабушка пришла одинокая и расплакалась, не с кем, видно, ей поделиться своими печалями. Всякое бывает: и стакан воды человеку поднесешь… Все же люди. Часто у нас забывают кошельки, банковские карты, сумки с продуктами, – рассказывает Елена Сергеевна.
Что скрывать? Случаются и неприятные ситуации. В магазине самообслуживания за покупателями нужен, как говорится, «глаз да глаз». Увы, не всегда они бывают честными и порядочными. Воровство в магазинах процветает, причем украсть умудряются люди разного социального статуса – и малообеспеченные, и вполне приличного достатка.
– Приходит женщина в дорогой норковой шубе и пытается стащить какую-нибудь мелочь, наподобие шоколадки, – возмущаются товароведы, и их можно понять, ведь выплачивать недостачу магазину они будут сами из собственного кошелька. Бывает, сами замечают вора, а иногда другой покупатель подойдет и тихонько сообщит.
Елена Сергеевна Пожидаева собрала вокруг себя людей, похожих на нее саму, – любящих свою работу. Кстати, магазин «Магнит» работает без выходных, даже 1 января он уже в обед распахивает свои двери для покупателей. И представляете – они есть, немного, но есть. Так что коллектив этого магазина круглый год на своем посту, всегда приветливый и готовый помочь покупателям. Ведь хороший продавец способен удовлетворить запросы даже самого взыскательного из нас.
В канун профессионального праздника мы желаем всем работникам торговли благодарных покупателей и крупных выручек.