Пятница – тещины вечерки
На следующий день после масленичного «разгульного» четверга полагалось зятю принимать у себя тёщу: или обеденный («почётный») пир с блинами закатить, или просто ужин, тут уж по обстоятельствам. Но назывался визит, да и самый день, всё равно «тёщиными вечёрками». А все потому, что вечёрки — это не аналог современной вечеринки, они включают не только веселое пирование само по себе, но и целую вереницу обрядовых действий, в том числе поучительного характера.
«Не зять бы был, кабы на Сырной тёщу не угостил!» — гласит русская народная пословица. Зачин «тёщиных вечёрок» проводился накануне. Зять, мало того, что сам недавно, в среду — «на лакомки» — был гостем в родительском доме жены и приглашал к себе, обязан был ещё и в четверг заслать «позываток» в лице своих друзей и деревенских ребятишек.
Численный состав ватаги этих «спецкурьеров» соотносился со степенью почёта, выказываемого тёще: чем больше, тем уважительнее. А родители жены должны были «спонсировать» своё гостевание у зятя, вручив ему для этого заблаговременно весь набор для блинного творчества — от квашни, сковородки и половника до муки и масла (да не по горсточке, а «от души»).
Тёща оповещала сельчан и могла на радостях взять с собой в гости к зятю кого пожелает: и родных, и соседей, и подружек.
Роль «тамады» на «тёщиных вечёрках» должен был исполнять дружка жениха, если к этому времени оставался неженатым, и за свои труды в конце праздника ему полагался подарок. Если же дружка успел обзавестись собственной семьей, ему подыскивали замену, чтобы торжество не пошло самотёком и по ходу его были учтены и выполнены все правила.
Так, помимо угощения, на «тёщиных вечёрках» полагалось отводить место семейному воспитанию женатых детей. Мать жены должна была учить зятя уму-разуму, «одаривать» своими советами, а он — слушать да благодарить, беспрестанно показывать своё расположение к ней и стараться снискать ответное.
Кроме того, он должен был продемонстрировать свою стать и сноровку. Тёща могла дать ему задания или самостоятельно, или в соперничестве с другими гостями (да хоть бы и с тестем) гвозди в доску забивать, дрова колоть — на скорость и на умение.
Были и другие игры и забавы. С одними мётлами чего только не выделывали на масленичных вечёрках: метали; верхом катались, стараясь не сбить ограничительные столбики; на лбу стоймя носили на время или на расстояние.
И, конечно же, культурная программа «тёщиных вечёрок» не обходилась без песен, плясок и частушек. Вот, например:
У меня зятек один –
У соседки семеро.
Я спросила: «Где взяла?»
«В огороде сеяла!»
Когда б не было воды,
Не было бы рощи.
Когда б не было жены,
Не было бы тещи!
Сели разом все за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И блины-то все поели!
Масленица да Сырная
Гладит пятый день подряд по головке,
А назавтра, в день шестой
навестим золовку.
Но и это ещё не всё. Кульминацией праздника было катание в санях, и зять непременно должен был усадить с собой тёщу.