Возможность проверять, кто звонит: реальный абонент или мошенник с подменного номера может появиться у всех операторов электросвязи. Соответствующий проект постановления разработало Минцифры, документ 4 марта опубликован на портале проектов нормативных актов, пишет «Парламентская газета».
Сегодня между крупнейшими российскими операторами связи действует система обмена информацией, которая позволяет определять, действительно ли звонок совершил зарегистрированный абонент. Принцип следующий: при поступлении вызова на телефон оператору, которому принадлежит номер звонящего, отправляется запрос. Если сеть подтверждает, что её абонент действительно сделал вызов, звонок проходит. Если ответ не поступает или он отрицательный, вызов блокируется.
Например, если абоненту звонят с номера, который принадлежит МВД или банку, система отправляет запрос оператору соответствующего ведомства и проверяет, действительно ли абонент был инициатором вызова.
Технически к системе обмена информацией может подключиться оператор, использующий стандартные протоколы SS7 и SIP — их применяет большинство станций в мире. Первый предназначен для передачи звонков и СМС-сообщений. Второй — для интернет-соединений (IP-телефонии, передачи видео и аудио).
Минцифры предлагает дать возможность небольшим сетям электросвязи подключаться к системе обмена информацией крупнейших операторов. В проекте постановления прописаны правила присоединения и порядок взаимодействия сторон.
«Проект разработан с целью обеспечения условий прекращения распространения на сети связи общего пользования мошеннического трафика, связанного с подменой номера исходящего соединения», — отметили в ведомстве.
В 2020 году было зафиксировано существенное увеличение числа звонков от мошенников. Только по инициативе Центробанка в первом полугодии 2020 года было заблокировано более 9,7 тысячи абонентов-злоумыленников. То есть почти в четыре раза больше, чем за тот же период в 2019 году.
«Порядка 80 % звонивших злоумышленников выступали якобы от лица представителей финансовых организаций, при этом использовались технологии подмены телефонных номеров. Это подтверждает почти четырёхкратный рост количества заблокированных городских телефонных номеров в первом полугодии 2020 года», — сообщается в «Обзоре отчётности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств» Центробанка.
Злоумышленники использовали средства IP-телефонии и подменяли номера, с которых звонили, таким образом, чтобы они выглядели как реальные контакты официальных учреждений. Представлялись сотрудниками банков или правоохранительных органов. Сообщали, что с личного счёта абонента пытаются снять все денежные средства. Когда человек проверял через Интернет высветившийся номер телефона, поисковик выдавал соответствующие организации. Чтобы спасти финансы, людям предлагали сразу перевести их на так называемый «безопасный банковский счёт». На самом деле реквизиты принадлежали мошенникам. Полученные обманным путём деньги злоумышленники сразу выводили.