Для жителей Востока это не новость.
А вот обитателям благодатной равнины вдоль берегов Дона еще недавно было трудно в это поверить. Может быть было бы трудно и сейчас, если бы не осенние пыльные бури.
Есть конечно, и объективные причины того, почему так происходит. Но есть – и не малая – роль человеческого фактора.
Бесконтрольная распашка пастбищных земель, склонов, поймы рек. Несоблюдение сроков установленного периода выпаса скота – нынешние зимы позволяют проводить его практически каждый год. Превышение предельной нагрузки поголовья скота на гектар пастбища. Для растительного покрова это равносильно смерти. Забытая практика обязательного «залуживания» пашни после 2-3 лет ее использования. Практически деградировавшая система лесозащитных насаждений.
И виноваты в этом мы все. Горожане, которым нет дела до села, лишь бы булки на деревьях росли, да стейки на лугах паслись, желательно уже в прожаренном виде. Иные производители, которым проще распахать луг и засеять его культурой, в соответствии с конъюнктурой рынка, получить максимальную прибыль с минимальными (относительно, земледелие – труд тяжелый) затратами. Барыги (давайте называть вещи своими именами), часто из городских, за счет наличия капиталов выигрывающие аукционы и конкурсы, и после переуступающие участки в аренду подо что угодно. А там – хоть трава не расти. Увы, в прямом смысле слова. Да, и мы, законодатели, потому что нынешнее законодательство позволяет делать почти все перечисленное на вполне правовых основаниях за счет крайней широты и неопределенности понятия «земли сельскохозяйственного назначения».
Сегодня эта проблема остро обсуждалась в ходе «Открытой трибуны», организованной комитетом по аграрной политике Законодательного Собрание. Спасибо председателю комитета Вячеславу Николаевичу Василенко, пригласившему к обсуждению максимально возможное количество заинтересованных участников: министра сельского хозяйства Константина Николаевича Рчаловского, работников самых различных ведомств, ученых-экспертов, представителей сельских муниципалитетов.
Полностью поддерживаю все прозвучавшие предложения, особенно о необходимости обратиться в Государственную Думу с предложением о внесении целого ряда изменений в федеральное законодательство.
Но также считаю, что вопрос может быть решен только комплексно. На местах – при заключении договоров, в которых четко будет прописываться конкретное использование земель. Такое вполне в полномочиях муниципалитета. Возобновлением выделения бюджетных средств для того, чтобы у муниципалитетов появилась возможность вернуться к «залуживанию», которое было еще тридцать лет назад. Усилением контроля за соблюдением установленного пастбищного периода и норм нагрузки. Активными мерами по защите почвы от ветровой эрозии: восстановлением лесозащитных насаждений, установкой ветрозащитных щитов по периметру земельных участков, площадью более 100 га, примыкающих к населенным пунктам и трассам федерального и регионального значения.
И самое главное. На Бога надейся, но сам не плошай. При всей важности и необходимости изменений в федеральное законодательство, мы должны уже сейчас на региональном уровне разработать и принять все соответствующие нормативные и правовые акты по тем направлениям, которые относятся к сфере наших полномочий.
Виктор Халын, депутат ЗС РО