В районе, Главная новость

Будни в борьбе за правопорядок

В работе полиции с гражданами одно из ведущих мест занимает служба участковых уполномоченных. Представляя на своём участке органы правопорядка, сотрудники этого подразделения ежедневно проводят работу по предупреждению преступлений и правонарушений, оставаясь на страже правопорядка буквально круглосуточно. И можно смело сказать, что участковые в полном смысле этого слова всегда на передовой борьбы с преступностью.

   Недавно я решила понаблюдать за работой участковых, что называется, изнутри. Ну, а лучшего способа для этого, чем отправиться с одним из участковых в дежурство, просто не придумаешь. Поэтому, выбрав день, встретилась возле отдела полиции по Зимовниковскому району с представителем этого подразделения – участковым уполномоченным полиции ОУУП и ПДН отдела МВД России по Зимовниковскому району, майором полиции Василием Валентиновичем Демянчуком.

Утро добрым… бывает

   Конечно, если ты любишь свою профессию. Василий Валентинович признаётся – он любит дело, которым занимается, потому и на работу идет с удовольствием, если только не возникает форс-мажоров. Лучшим днём считает тот день, когда ничего не случилось.

   Рабочее утро участкового начинается в 7:30. В это время полицейский приходит в отдел, вооружается, проходит короткий медицинский осмотр, без которого нельзя – ведь участковый сам за рулем. Затем, в 8 часов, обычно проходит рабочая планерка. Но в последнее время в связи со сложной эпидемиологической ситуацией полицейские всё чаще обсуждают насущные вопросы дистанционно – по мобильному телефону или в мессенджерах.   Потому в восемь утра мы с Василием Валентиновичем уже отправились в дорогу.

   Запрыгнув в полицейский «уазик», встретивший нас полузамороженными за ночь стеклами, с любопытством осматриваюсь. Обстановка в машине рабочая чисто по-мужски: ничего лишнего, все строго по-спартански. Василий Валентинович, забросив на заднее сиденье папку с документами, садится за руль, заводит мотор:

   — Сейчас  на заправку заедем, а потом – по участку. Как Вам, не холодно? Я уже постарался прогреть машину до Вашего прихода.

   В салоне действительно тепло, о чём я и сообщаю своему спутнику. Тот улыбается:

   — Да, сейчас машины лучше, чем раньше были. Пусть внешне неказисто, зато тепло и удобно. Да и по дорогам разным приходится ездить, так что старые добрые «уазики» очень выручают.

  Накормив железного «коня» и подкачав шины, выезжаем на трассу в сторону Мокрогашунского сельского поселения – там участок Василия Валентиновича, его «владения», как он сам шутливо говорит. Поскольку участковый живёт в Зимовниках, так ездить приходится ежедневно. Кстати, на сегодняшний день в районной службе участковых уполномоченных все сотрудники именно так и работают – живут в райцентре, а на периферию выезжают.

   — Сложно, наверное, вот так? – осторожно спрашиваю я. Осторожно, потому что догадываюсь –жаловаться на жизнь этот человек точно не захочет.

   — Мне привычно, — отвечает майор. –Ко всему можно привык- нуть. И во всём найти приятные моменты тоже можно. Вот едем сейчас, природой любуемся – красиво ведь. А ещё то заяц пробежит, то стая куропаток, разная степная живность… Так, глядишь, и дорога быстрей закончится.

   «Счастливы, что у нас есть участковый»

  Я, конечно, позволила себе усомниться в том, что участковый по дороге к месту службы думает только о красоте природы. Ведь у участкового на самом деле очень много забот, это полицейский- универсал, который должен знать всё от административной практики до уголовных дел. Да и по пути, пока мы были в дороге, Василию Валентиновичу не один раз позвонили по рабочим вопросам.

Доехав до Мокрого Гашуна, останавливаемся возле администрации сельского поселения. В посёлке этот день – базарный, на площади расставляют свои лотки торговцы. Как раз повод проверить, соблюдают ли жители масочный режим. Надо сказать – соблюдают старательно, все в масках, многие и в перчатках.

  А вот в здании администрации, где также расположено отделение Сбербанка, мы, не успев войти, услышали громкий голос Елены Борисовны Колодочкиной, главы администрации поселения:

   — Последний раз предупреждаю: соблюдайте дистанцию! Действует масочный режим!

   Завидев нас с Василием Валентиновичем, Елена Борисовна спешит навстречу и приглашает в свой кабинет. Это обычный рабочий момент – прежде чем объезжать участок, участковый всегда навещает главу администрации поселения  как человека, который знает всё и всех. Обсуждает последние новости, намечает план действий: кого посетить, с кем побеседовать.

  Мокрогашунское сельское поселение получило «своего» участкового недавно– только в феврале нынешнего года, до этого участковые здесь постоянно менялись.

   — Когда ко мне вошёл Василий Валентинович и сказал, что теперь он наш постоянный (а не временный!) участковый, я была просто счастлива, — делится глава администрации поселения. –Потому что очень важно, чтобы человек был в курсе событий, знал людей – а на это всегда нужно время. У постоянно меняющихся сотрудников полиции этого времени не было, они просто не успевали полностью войти в курс дела.

По адресам украденного детства

   Совместно с Еленой Борисовной и участковым намечаем маршрут. Вначале решаем отправиться в одну из семей, находящихся в социально опасном положении и состоящую на учёте. По дороге Елена Борисовна рассказывает: сейчас в поселении таких семей пять, раньше было девять, но четыре семьи смогли наладить жизнь, и их с учёта сняли. К счастью, таких адресов – украденного детства – становится не больше, а меньше.Но всё равно их нужно регулярно посещать, проводить профилактические беседы, а зачастую и решать текущие проблемы.

  Подъезжаем по сельскому бездорожью под отчаянный лай соседских собак к чуть покосившемуся домику. Окна затянуты полиэтиленовой плёнкой, через которую видны незастеклённые рамы. Из одного окна выглядывает огромный грязно-бежевый плюшевый медведь, а рядом – любопытный малыш, один из четверых детей в этой семье. Во дворе, правда, относительный порядок. На лай собак выходит хозяйка. Здороваемся, спрашиваем, как дела.

   — Всё хорошо у нас! – торопливо-виновато, чуть пряча взгляд, говорит хозяйка. – Старшие в школе. Куртки новые купили им, так учительница со спины не узнала.

   — Стену-то в кухне заложили? – интересуется участковый. Оказывается, в доме практически рухнула одна стена, и представителям полиции и власти стоило немалых трудов убедить женщину в том, что эту проблему нужно срочно решать.

   — А как же! Сожитель помог! – гордо отвечает хозяйка. – У нас сейчас и свет подключен, и тепло в доме.

  Про тепло верится с трудом. Участковый мягко напоминает: окна необходимо застеклить, и расспрашивает об одном из детей, у которого проблемы со здоровьем – что говорят врачи, как себя чувствует мальчик. Женщина отвечает, заверяя, что ребенок чувствует себя прекрасно. Елена Борисовна также расспрашивает: всё ли у детей есть для занятий в школе, куплены ли теплая одежда и обувь. С этой семьёй работать непросто – полицейский «уазик» подъезжает сюда не реже раза в неделю, по-другому нельзя.

   Прощаемся и направляемся к следующему пункту назначения.

Нужно быть хорошим психологом

   В числе обязанностей участкового – проверка животноводческих точек. Обычно Василий Валентинович интересуется, всё ли в порядке, не было ли происшествий, у всех ли есть регистрация по месту жительства, хотя бы временная. Вот и в этот день мы отправились на одну из ближайших точек с проверкой.

  Попутно участковый и глава обсуждают недавнюю историю: молодой парень ухитрился выложить на своих страницах в социальных сетях материалы экстремистской направленности. Оказывается, и социальные сети могут быть подспорьем в работе сотрудников полиции.

   — Парень молодой, — вздыхает Василий Валентинович. – А молодежь очень часто даже не понимает, что именно выкладывает на своей странице. Им кажется, что это круто, а на деле –нарушение закона.

   Вспомнили тут, конечно, и печально известных «синих китов», и другие «группы смерти», принесшие немало горя. Работа с подростками и молодёжью не менее, а то и более важна, чем любая другая. И с ними участковому приходится быть хорошим психологом, чтобы найти ключик к каждому сердцу.

   Животноводческая точка нас встречает дружной стаей крупных индюков, настороженно сбившихся в кучу. Пока мы выходим из машины, птицы подбираются всё ближе – полицейский «уазик» им явно не понравился, и они старательно нацеливаются клювами на дверь автомобиля.

   — Здравствуйте! – выходит навстречу спокойный молодой человек. Василий Валентинович здоровается, расспрашивает, всё ли в порядке, проверяет документы. Здесь всё спокойно, нарушений не выявлено, и, попрощавшись, мы отправляемся дальше.

   В участок Василия Валентиновича, как выяснилось, входит два сельских поселения. Второе – Савоськинское. Туда мы и едем. По дороге я расспрашиваю участкового о его жизни. Василий Валентинович рассказывает: родился он в нашем районе, в Грушевке, но потом семья переехала в другой район. Сам Василий Валентинович после школы выбрал военную кафедру, его привлекали по-настоящему мужественные профессии – не случайно он оказался в полиции, это был осознанный выбор.

   — Скучать здесь не приходится, — с улыбкой говорит он. – И я точно знаю: это моё призвание. Не люблю говорить громкие слова, но здесь по-другому не скажешь. Именно призвание.

   В Савоськине заходим в администрацию поселения, но главы на месте нет, это понятно – дела не ждут. Но специалисты рассказывают нам последние новости, которые, впрочем, весьма благополучны.

   — Сейчас давайте проедем до Дома культуры, — говорит участковый. Замечает мой вопросительный взгляд и поясняет: — Это центр жизни хутора. А директор клуба, Татьяна Викторовна Куденко – второй человек после главы администрации поселения. Она нам всё расскажет.

   Татьяна Викторовна и правда знает всё обо всех. Главная же тема сейчас – подростки. Снова вопрос безопасности, особенно после случая с мальчиком, забравшимся на вагон и скончавшимся от тяжелых ожогов. В Савоськине железной дороги нет, однако опасных объектов, связанных с электричеством, достаточно. Здесь взрослые, а участковые в первую очередь, должны уделять достаточно внимания профилактике, беседовать, увещевать. Снова молодёжь и снова – чистая психология.

День пролетает незаметно. Мы возвращаемся в Зимовники, и Василий Валентинович вздыхает:

   — Вот было бы в сутках сорок восемь часов – и тех не хватило бы, наверное. А еще помимо непосредственной работы с населением много документов, писанины, без которой никуда. Отчеты те же…

   — Жалеете, что выбрали такую профессию? – задаю я провокационный вопрос. Он отвечает, даже не задумываясь:

   — Нет. Не жалею и никогда не жалел.

О. БОНДАРЕНКО.

16