Ритм жизни железнодорожной станции – особый. В нём есть весьма напряжённые периоды, когда составы идут один за другим, и есть так называемые «окна» — периоды затишья, когда нет поездов. Однако и во время перерывов в движении работа на станции кипит: включаются мастера пути, электромонтёры, которым необходимо выполнить текущие задачи за строго отведённое время. Станция железной дороги – система, в которой всё очень взаимосвязано.
Заглянув в «сердце» станции – диспетчерскую – я увидела сосредоточенную работу. На мониторах светятся схемы железнодорожных путей, где отмечены составы (собственно, это всё, что я распознала своим дилетантским взглядом). На самом же деле дежурный по станции видит в этих схемах гораздо больше. Например, график движения поездов: прибытие, отправление, отцепки, прицепки.
Одна из дежурных по станции, Лариса Сергеевна Поливина, рассказывает о своей профессии с большим удовольствием. Она шла к ней целеустремлённо. Лариса Сергеевна родилась в посёлке Красноармейском Орловского района. Её отец – составитель поездов с 25-летним стажем, и с самого детства она живёт в ритме железной дороги.
— Отец занимается составлением поездов, подбирает вагоны, собирает составы, — рассказывает Лариса Сергеевна. – И когда я была маленькой, он часто брал меня с собой на работу – мы жили недалеко от железнодорожной станции. Нередко мне выпадало то особое счастье, которое достаётся детям железнодорожников: прокатиться на маневровом локомотиве. При этом я всегда понимала, что у отца работа очень серьёзная и ответственная, даже опасная, потому что связана с большим весом, с металлом. Когда говорят детям, подросткам, что железная дорога – это не игрушки, а они не верят, из этого может получиться трагедия. Мне же с детства была знакома техника безопасности, я чётко понимала, как важна дисциплина на железной дороге.
Дядя Ларисы Сергеевны также связал свою жизнь с железной дорогой – он машинист маневрового локомотива. И когда пришло время выбирать жизненный путь, Лариса ни секунды не сомневалась – горячая любовь к железной дороге, а также пример отца и дяди определили её будущую профессию. Ещё будучи ребёнком, она однажды сказала отцу: «Мне нравится, как едут поезда, мне нравится объявлять отправление поездов». Девушка поступила по целевому направлению в Батайский техникум железнодорожного транспорта, и через четыре года получила диплом, дающий право работать дежурной по станции.
Но не сразу ей удалось начать работать по специальности мечты. По распределению после окончания техникума она попала на станцию Зимовники, и изначально работала приёмосдатчиком груза и багажа. Так прошли несколько лет, затем был декретный отпуск.
— Когда я вышла из декрета, то понимала, что работа приёмосдатчика – совершенно не моё, — делится Лариса Сергеевна. – Я горела желанием работать дежурной по станции, но варианта устроиться по специальности пока не было. Тогда, больше для себя, решила поступить в Ростовский университет путей сообщения. А примерно через год одна из лучших дежурных по станции ушла на пенсию. И моя мечта, наконец, стала реальностью.
Её наставником в профессии стал С.В. Жвагин, один из опытных профессионалов. Другие коллеги также помогали новичку. Лариса быстро освоилась и вот уже четыре года уверенно работает по профессии.
Всего на станции пять дежурных. Работа в «дежурке» посменная. Ларисе Сергеевне больше по душе напряжённая смена, когда выполняются маневровые работы. «Чем сложнее, тем интереснее», — улыбается она.
Составов по станции проходит много. Особенно интенсивно движение в послеобеденное время, когда поезда идут в сторону Котельниково: интервалы между поездами всего 10-15 минут, а бывает, что и меньше. В «сердце» станции сейчас всё максимально компьютеризировано, чему очень радуются дежурные.
Дежурный по станции ведёт связь с машинистами, прокладывая им путь по станции, передаёт и получает информацию, контролирует ход маневровых работ. А ещё бывает, что приходится общаться с пассажирами. И проверять закрепление составов, стоящих на станции. Это очень важный момент, поскольку участок пути в сторону Сальска идёт под уклон. И если вагоны не будут закреплены специальными железными «башмаками», то они попросту укатятся под горку. Вес даже одного порожнего вагона немаленький, 24 тонны, и страшно представить, какую беду может наделать бесконтрольно движущийся состав, особенно если на переезде в этот момент будут машины.
— Самое сложное в нашей работе – когда нет работы, — говорит Лариса Сергеевна. – Когда есть только приём и отправление поездов, без маневровых работ. Тогда смена тянется бесконечно, а это скучно. Если тебе нравится работа дежурного по станции, ты всегда должен хотеть работать с маневровым локомотивом, с составительской бригадой.
Здесь же, на станции Зимовники, девушка встретила своего спутника жизни – дорожного мастера Ивана Ивановича Поливина. Родилась новая семья железнодорожников, и уже их дочка Виталина с удовольствием приходит посмотреть на поезда, а то и прокатиться на маневровых локомотивах.
— У нас очень хороший коллектив, — говорит Лариса Сергеевна. – Я всех поздравляю с наступающим профессиональным праздником и желаю, чтобы у каждого был боевой настрой, чтобы всегда было настроение идти на работу и выполнять её с удовольствием, а начальник станции никогда не расстраивался.