1 января 2020 года вступили в силу семь статей закона об ответственном обращении с животными. И касаются они не только цирков и зоопарков, но и хозяев домашних животных. Корреспонденты «Российской газеты» проверили, как выполнятся эти правила. И как к ним относятся владельцы животных
Сначала о правилах. Собак определенных пород теперь нельзя выгуливать без намордников. В списке — 13 пород. Без намордников они могут гулять только на закрытых территориях, которые принадлежат их хозяевам на правах частной собственности. Но все равно должна быть табличка, что там — опасная собака.
Появились особые условия и для цирков, зоопарков, дельфинариев и всех организаций, которые используют животных в культурно-зрелищных мероприятиях. До 2022 года им надо обзавестись лицензиями. Их будет выдавать Россельхознадзор, право на это у него начало действовать с 1 января 2020 года.
Правительство РФ уже утвердило и правила содержания животных, без выполнения которых нельзя будет получить и потом сохранить лицензию.
Список надо бы расширить
В Пензе на Олимпийской аллее, где проложена главная тропа здоровья для горожан, появились таблички о запрете выгула собак без намордников. Правда, не указывается, каких именно пород. Складывается ощущение, что правило распространяется на всех без исключений четвероногих.
Между тем в законе строго определены породы, на которые распространяется запрет. Хотя сам перечень вызывает вопросы у специалистов.
«В список включены крайне редкие породы, которых в общем-то в России практически нет, а часть пород вообще исчисляется сотней экземпляров во всем мире. Я думаю, что это некий компромисс между властью, требованиями обычных людей и кинологической общественностью», — говорит кинолог из Пензы Дмитрий Паук.
Она у меня добрая!
В любимом горожанами лесопарке «Каменные палатки», расположенном близ спального района на окраине Екатеринбурга, первые дни января выгуливали, кажется, всех собак из ближайших кварталов. Фактически все мохнатые — на поводке, чтобы не сбежали, но ни одного пса в наморднике мы не увидели.
Статные доги прыгали по сугробам — хозяева пытались увести их подальше от народной тропы. Но эти породы не входят в список. Зато огромная овчарка без намордника сидела на привязи у скамейки, где хозяева со спиртным продолжали отмечать Новый год. И, понятно, никто не рисковал спросить — почему собака без намордника.
«Покупатели наших щенков никогда не интересуются, как подобрать собаке удобный намордник. Главный вопрос — как правильно воспитать собаку, чтобы у нее не было агрессии, — сказал «РГ» владелец питомника кавказских овчарок (они входят в список) Владимир Плотников. — Я, конечно, закон соблюдаю и для своих воспитанников намордники есть. Но у всех собаководов к намордникам очень сложное отношение, этот предмет все-таки раздражает собаку. А ведь кавказцы хоть и большие, но дружелюбные. Это собаки — няньки».
Кинолог считает: если собака агрессивна, то это скорее вопрос к хозяину, а не к ней. Может, и так. Вот только кусает все-таки собака, а не хозяин.
Тем не менее, в местном зоомагазине известной сети рассказали, что спроса на намордники перед праздниками и после них не было. Несмотря на то, что товар висит перед самой кассой, им владельцы собак не интересуются. «Может, закона не знают?», — предположила продавец.
Пора штрафовать
Во Владивостоке хозяева собак без намордников, уверяли, что о законе они ничего не знают или «что-то слышали». Но надевать на своих питомцев намордники пока не спешат.
Аргументы те же, что и в других регионах: «собака ученая, просто так не бросится», «в наморднике неудобно», «он мирный».
Вот если начнут штрафовать, то в принципе хозяева готовы начать выгуливать собак в намордниках. Пора штрафовать?
Кстати, одна из статей, вступивших в силу с 1 января, водит надзор за обращением с животными (его правила разработает правительство РФ). Предусмотрена и ответственность хозяев — как административная, так и уголовная, но это уже решают специальные «уполномоченные органы».
Плюс вводится общественный контроль. Общественным инструктором может попытаться стать любой желающий. Тот, кто пройдет необходимые процедуры, получит удостоверение и право сигнализировать властям о нарушении закона. И что особенно важно — региональные и муниципальные власти обязательно должны рассмотреть эти сигналы. Кстати, общественные инспекторы могут вести фото- и видеосъемку.
Погулял — убери. Но куда?
Как водится, к новым правилам надо еще привыкнуть. И произойдет это тем быстрее, чем принципиальнее будет контроль за их соблюдением.
Но многие и без этого понимают необходимость таких перемен.
«Новый закон очень важен как для животных, так и для людей, — поделился своим мнением житель Ульяновска Сергей, хозяин роскошного лабрадора. — Поскольку защищает интересы всех, делает нас гуманнее. Собачники тоже должны понимать, что город принадлежит не только им, а значит, надо предупреждать агрессию своих питомцев и убирать за ними во дворе».
Правила, предписывающие убирать за собакой во время прогулки и создавать в городах специальные площадки для выгула четвероногих друзей, поддержал и владелец питомника кавказских овчарок Владимир Плотников из Екатеринбурга. Правда, с уборкой все не так просто. Для этого нужны специальные урны. Но с этим в большинстве российских городов сегодня большая проблема.
А в Пензе попытались даже усовершенствовать закон. На территориях школ и детсадов неофициально запретили выгул для всех собак. Правда, полиция не может принять меры к нарушителям, так как регламентирующего документа нет. Городские власти выходили с инициативой в Заксобрание региона, чтобы установить штраф для загрязняющих территорию. Но не нашли поддержку у законодателей.
Зоопарк закрывается
С введением нового закона в хабаровском цирке не ожидается существенных изменений. Другая ситуация — в Свердловской области.
Хабаровский краевой цирк — прокатная организация. У него нет свой труппы, он занимается организацией гастролей. Ответственность за цирковых животных несут их хозяева — приезжающие гастролеры.
А в Свердловской области новые требования к зоопаркам уже сказались на их количестве. Например, закрылись зверинцы в Серове и Каменске-Уральском. Часть животных принял контактный зоопарк «Лесная братва» в Нижнем Тагиле. Он пока работает — находится не в торговом центре, а в отдельном помещении.
Так что «ликвидации не подлежит». Да и крупных диких животных здесь не держат. Но замдиректора заведения Антон Черных сетует на жесткие требования закона. По его словам, непросто прокормить страуса, сурикатов, песца, кинкажу, пака, а также свиней, цыплят и коз. Цена билета — 200-250 рублей, повышать ее нельзя — и так ежедневно приходят не более 15 посетителей.
Но кормить-то животных надо по правилам! Для того и принят закон.
Сменили вывеску
Некоторые контактные зоопарки в Екатеринбурге предусмотрительно сменили вывеску: стали обычной «выставкой животных». «Обнимашек» со зверьем здесь уже не обещают.
Предприниматели спешно ищут новые форматы работы, в результате появляются «усеченные» варианты зверинцев вроде «Дома ручных енотиков» в новом жилом районе Екатеринбурга. Посетителей встречают только пять восьмимесячных енотов — кормить, играть и гладить не воспрещается. Однако мини-зоопарк находится на первом этаже жилого дома — по новому закону, это нарушение.
Переезд обойдется в миллионы
Зоопарк под Нижним Тагилом расположен на обширной территории частного дома в селе Николо-Павловское. Звери ухоженные, отзывы в основном хорошие, но есть одно «но».
По словам директора зверинца Оксаны Поляковой, с 1 января зоопарк обязан «отъехать» на 100 метров от жилых помещений. Местная администрация предложила участок площадью 2,5 гектара. Полякова уже вложила полмиллиона рублей в фундамент теплого помещения для зверей.
Но выяснилось, что земли сельхозназначения нужно перевести в категорию «культурное развитие, зверинцы и цирки». При этом кадастровая стоимость участка возрастает в тысячу раз — до 26 миллионов рублей. При шестипроцентной ставке аренда неподъемная — 1,65 миллиона рублей.
Если считать аренду по оценочной стоимости, она составит 9 тысяч в месяц. Но это только на три года. Полякова просит увеличить срок аренды до 49 лет. Говорит, иначе нет смысла строить капитальные сооружения.
Источник: информационный партнер «Волгодонской правды» — «Российская газета»