«А как же тогда ухаживать за женщинами?» — возмущаются до 72 процентов участников онлайн-опроса в социальных сетях.
Революцию в законодательстве готовят соавторы проекта закона «О харассменте». Соучредитель адвокатского бюро «S&K Вертикаль» Юлия Андреева, преподаватель юридического факультета МГУ Павел Степанов и старший научный сотрудник Института социологии РАН Ирина Тартаковская предлагают харассмент приравнять к административному правонарушению и ввести за него штраф в размере 15 тысяч рублей или исправительные работы. Научно-образовательный центр «Уголовно-правовая экспертиза» Павла Степанова начал разработку законопроекта о внесении соответствующих изменений в КоАП, — информирует «РГ».
— В проекте закона под харассментом будут пониматься не только физические действия, но и оскорбления с сексуальным подтекстом, — говорит Юлия Андреева. — Более того. Мы выступаем за расширение толкования харассмента не только как вида сексуальных домогательств, но и одного из видов унижения личности, в том числе словесного, что пока не регулируется законом.
Сегодня юридическая ответственность за домогательства наступает по статье 133 УК РФ и статье 20.1 КоАП РФ, что исключает их применение в случаях харассмента. А как показывают опросы фонда «Общественное мнение», жертвы приставаний, особенно на работе, как женщины, тем более мужчины, боятся сознаваться в том, что к ним пристают.
Так, по данным ФОМ, 92 процента женщин считают, что харассмент на работе был и остается проблемой, но лишь 8 процентов из них признают, что у них на работе «были проявления харассмента, но не со мной». При этом социологи установили, что 93 процента случаев проявления приставаний на работе происходят со стороны мужчин-руководителей, 7 процентов — со стороны женщин. Однако, по данным ФОМ, феномен вины жертвы за случаи харассмента испытывают до 57 процентов пострадавших и 10 процентов инициаторов приставаний.
«А как же тогда ухаживать за женщинами?» — возмущаются до 72 процентов участников онлайн-опроса ФОМ в социальных сетях.
— Проект закона различия между харассментом и флиртом разводит четко — нет, значит, нет, — говорит директор Научно-образовательного центра «Уголовно-правовая экспертиза» Павел Степанов. — Закон исходит из баланса интересов личностей. Отказ означает исчерпанность надежд на флирт и признаки харассмента.
В дальнейшем формулу «Нет, значит, нет» авторы проекта закона «О харассменте» планируют внести в Трудовой кодекс, чтобы отдельно наказывать за домогательства на работе — штрафом до 15 тысяч рублей или исправительными работами до полугода.
— Мы против перекосов, — говорит Юлия Андреева, — и считаем, что закон должен развиваться по принципу «кнута» — неотвратимости наказания и «пряника» — роста социальных лифтов в обществе, когда увольняться должны не те, кого домогаются, а те, кто пристает, могут начать биографию с чистого листа на новом месте.А как у них
Южная Корея — штраф за домогательства на работе составляет от 5 до 25 тысяч долларов, за террор подчиненных — тюрьма до трех лет.
Канада, Аргентина — штраф за домогательства на работе составляет от 3 до 10 тысяч долларов или исправительные работы до полугода.
США — штраф за харассмент в общественных местах до 3 тысяч долларов, на работе — от 5 тысяч долларов и до сумм, назначаемых судом в зависимости от тяжести обвинения. Также предусмотрен тюремный срок до трех лет.