С 1 июня 2020 года решением правительства будет введена маркировка ряда молочных продуктов — молока и сливок, кефира, йогуртов, молочной сыворотки, сливочного масла, сыров, творога. Минсельхоз и минпромторг уже утвердили методические рекомендации по проведению эксперимента по маркировке, -выяснила «РГ».
Действующая система электронной ветсертификации «Меркурий» контролирует производство и обращение животноводческого сырья и продукции, останавливает фальсификат и контрафакт. «Маркировка может дополнить эту систему, повысив уровень прослеживаемости от производителя до прилавка», — отметил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.
Документ закрепляет основы и порядок маркировки, а также способы взаимодействия участников эксперимента с системами ГИС «Маркировка» и ФГИС «Меркурий». «Интеграция двух систем минимизирует издержки бизнеса, который сможет работать в режиме «единого окна», а также обеспечит сквозную прослеживаемость молочной продукции «от фермы до прилавка», что даст потребителю уверенность в легальности товара», — сообщил глава минпромторга Денис Мантуров.
Однако молочный бизнес, который сначала активно выступал за проведение маркировки, теперь считает «недопустимым» ее введение до проведения «оценки целесообразности». «В молочной отрасли сотни форматов упаковки и больше двух тысяч заводов, которые не в состоянии переоснастить производство и перестроить процессы ни до 1 июня, ни до 1 декабря 2020 года», — сообщили в Национальном союзе производителей молока («Союзмолоко»). По подсчетам объединения, введение маркировки потребует 25 млрд рублей на покупку оборудования для нанесения маркировки и еще 20 млрд рублей ежегодно на покупку кода для каждой упаковки. «При этом доля контрафакта (произведенного с нарушением прав на интеллектуальную собственность, в том числе торговую марку) на молочном рынке составляет 0,01%, или несколько сотен миллионов рублей», — сообщили в «Союзмолоко». В объединении считают, что для борьбы с фальсификатом и контрафактом хватит «Меркурия».
Система «Меркурий» ежедневно вычисляет недобросовестных производителей и схемы незаконной продажи. Выявлены сотни фантомных фирм, а некачественные товары изымаются из оборота. «Потребители вправе запрашивать в точке реализации продукции сопроводительные документы на нее. На них будут указаны QR-код и 32-значный идентификатор. Отсканировав код или введя идентификатор на публичном сайте mercury.vetrf.ru, можно увидеть всю цепочку документов, которая сопровождала продукт на пути от производства до реализации», — рассказали в Россельхознадзоре.
Фальсификация помимо вреда для потребителей и добросовестных компаний еще и наносит ущерб государству. «НДС на молочную продукцию составляет 10%, а на белково-жировую — 18%. Выдавая фальсифицированные растительными жирами продукты за качественные молочные товары, компании уплачивают налог на 8% меньше, чем обязаны», — подчеркивают в Россельхознадзоре.