ЦБ бьет тревогу, но мошенники становятся все более изобретательными
Банк России в течение минувшего года направил операторам связи информацию о более 2,5 тыс. телефонных номеров, с которых поступали подозрительные звонки клиентам банков. Операторы в 198 случаях выявили подмену номера банка, в отношении 59 номеров ввели ограничения на использование финансовых сервисов и заблокировали 218 телефонных номеров.
По информации «Коммерсанта», который в свою очередь ссылается на данные, представленные ЦБ на консультационном совете по развитию национальной платежной системы, статистика не показывает, сколько именно жалоб от клиентов-физических лиц поступило, речь идет лишь о количестве телефонных номеров. «Например, цифра 198 — это фактически количество номеров кредитных организаций, которые во время звонков подменили мошенники», — заявил изданию первый заместитель директора департамента информационной безопасности ЦБ РФ Артем Сычев.
В банках «Открытие», Росбанке и Альфа-банке уже заявили о росте количества мошеннических звонков с подменой номера организации клиентам. По данным банка «Открытие», к середине лета их доля была на уровне 35% от общего числа мошеннических звонков.
В «Ростелекоме» заявили, что блокировки на сегодняшний день возможны лишь после того, как техническая проверка подтвердит, что вызов осуществлялся именно с этого номера, и он действующий. Также в компании подчеркнули, что необходимо выстраивать механизм выявления и блокировки не номеров, а вызовов с подмененным номерами.
Ранее в компании Zecurion, специализирующейся на вопросах безопасности дистанционного банковского обслуживания, сообщили, что аферисты начали применять новую схема мошенничества — через виртуальные АТС звонят клиентам банков с номеров кредитных организаций и выведывают логины и пароли карт.
Представитель службы безопасности одного из крупных российских банков сообщил, что мошенники скупают у сотовых операторов виртуальные АТС. Месячное обслуживание стоит всего 3 тысячи рублей. «Мошенники оформляют облачную АТС на одноразовую сим-карту. После этого через веб-интерфейс меняют номер своей станции на номер банка и под видом его сотрудников обзванивают клиентов кредитных организаций, выясняют данные карт и воруют деньги».
В компаниях «Инфосистемы Джет» и Positive Technologies также подтвердили, что такая мошенническая схема набирает обороты. В частности, руководитель группы исследований безопасности телекоммуникационных систем Positive Technologies Павел Новиков отмечал, что в большинстве случаев от подобного рода мошенничества страдают люди пожилого возраста.
В половине случаев граждане предоставляют кибермошенникам необходимые им сведения, там подсчитали, что ущерб от новой схемы превысил 30 млн рублей.