Чем он отличается от простого русского языка, что несет детям и их родителям и насколько готовы школы к его преподаванию, разбирались журналисты нашей газеты. Введение с нового учебного года в школах двух новых предметов запутало и обескуражило родителей. Неудивительно, что 105 из 130 зимовниковцев, проголосовавших в нашем опросе, высказались против. Но в данном случае придется смириться. Новый предмет входит в обязательную программу, значит, дети должны получить аттестационную оценку.
Что хотели разработчики
С нового учебного года в школах района как и по всей стране, появились два новых предмета — русский родной язык и русская родная литература.
В методических разъяснениях по этому поводу витиевато говорится, что «изучение должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному русскому языку и родной русской литературе как хранителю культуры, получение знаний о родном языке как системе и развивающемся явлении».
Что касается предметов «русский родной язык» и «русская родная литература», то они носят культурологический характер, подчеркнули в Министерстве просвещения РФ.
«Важнейшая задача курса «Русский родной язык» — приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России, — рассказали в ведомстве. — Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс – «Русский язык и литературное чтение»- сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер».
Родители не в курсе, поэтому против
Во-первых, у них нет четкого представления о том, чем отличаются новые предметы от старых. Об этом хотела бы узнать жительница нашего посёлка Елена.
– У меня только одна мысль… Начнут учить детей ГХекать, называть баклажаны синенькими, говорить «не у дороги», а «по-над дорогой» и т. д., – предположила Елена.
Как оказалось, предмет уже начали внедрять в школах посёлка. Татьяна посетовала, что дети и так загружены.
– Уроков столько задают во втором классе — 2,5-3 часа делаем!– обрисовала она картину, знакомую очень многим родителям.
Елена К. предположила, что на этих уроках, видимо, будут изучать историю языка, фразеологию, славянскую письменность, реформы Петра I в области языка, историю донской литературы и др. По ее мнению, лучше эти предметы сделать факультативами.
Другая отметила, что удивляют родители, которые боятся, что их дети переучатся. Но не все с ней согласны.
В общем, мнения самые разные и противоречивые. Ясно, что имеет место неосведомленность родителей о том, что новые предметы вводятся, как это будет происходить, чем обернется для учеников. И именно отсутствие информации порождает так много вопросов. Их-то мы и адресовали в наше управление образования.
Учебников пока нет
В управлении образования подтвердили тот факт, что предметы родной язык и родная литература являются обязательными с этого учебного года, поэтому по предметам должна стоять оценка.
Каждый из них рассчитан на 34 часа ежегодно и будет изучаться с пятого по девятый классы. И каждая школа сама будет решать, с какого класса водить новый предмет.
Главное, эти предметы никак не заменят существующие русский язык и литературу, а нужны к ним в дополнение. Они не будут дублировать программу. Изучать там будут как раз то, что не вошло в программу.
Примечательно, что учебников по новым обязательным предметам пока не существует. Есть лишь примерные пособия для педагогов, на плечи которых и ляжет адаптация новых предметов.
Актуальный вопрос для нашего многонационального района: что будет с теми учениками, для которых родной язык не русский? Оказалось, что у нас нет условий для того, чтобы учить детей особенностям других языков. Поэтому все будут изучать именно русский.
Авторитетное мнение
Введение новых предметов озадачило родителей по всей стране. Поэтому наши коллеги из «РГ» побеседовали с председателем Ассоциации учителей русского языка и литературы, кандидатом педагогических наук Романом Дощинским.
Он разъяснил, что в первом случае мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока. Первый — лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру — погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), «поиграть» с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени.
Второй блок — это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи — все это западающие звенья традиционного курса русского языка. А третий — риторика.
Что касается обязательности новых предметов, то четыре года назад были скорректированы федеральные школьные стандарты — ФГОС.
В них появилось разделение на три крупных блока. Отдельно — русский с литературой, отдельно — родной язык и родная литература и отдельно — иностранные языки. Все — обязательные для изучения.
В общем, похоже, все мы — и дети, и педагоги, и родители – стали частью нового большого эксперимента. Терпения нам всем…
Нужны ли в школе новые предметы?
Всего проголосовало 130 человек
– Нет, дети и так загружены – 105
– Нет, детям всех национальностей придется учить русский – 4
– Да, дополнительные часы никогда не повредят – 4
– Да, если развивают детей – 17