Твои люди, район

Здесь рождается сказка

Есть расхожее выражение: «Талантливый человек талантлив во всём». Не всегда с ним можно согласиться, однако, сегодня я расскажу о человеке, жизнь и творчество которого подтверждает эти слова.

Домик на окраине хутора Савоськин – небольшой и скромный, но это место, где рождается сказка, и местные жители знают это. Зайдёшь в небольшой дворик, пройдёшь через крылечко в кухоньку — и улыбнёшься от приятной неожиданности: в вазе-корзинке на столе – гора крупных клубничек, не сразу отличимых от настоящих ягод. Если приглядеться, замечаешь: клубничины сделаны из гладких камешков. А чуть дальше, в шкафу живут удивительно красивые куклы.

Хозяйка сказочного домика – Мария Анатольевна Сущева – родилась в военном городке, в городе-спутнике Ташкента под названием Чирчик. Училась она в школе-интернате с творческим уклоном. И именно там началось её увлечение творчеством, то, что осталось на всю жизнь.

Как-то так всё время получалось, что Мария всегда оказывалась в агитбригаде – в школе, потом в техникуме.Приходилось много ездить, выступать. Мария всё время была занята, правда, усилия и вознаграждались: часто занимали призовые места. После школы Мария поступила в Чирчикский индустриальный техникум, окончила его и приехала в Волгодонск по комсомольской путёвке строить Атоммаш. И снова попала в агитбригаду, снова начались выступления и конкурсы. До 25 лет Мария активно участвовала во всех мероприятиях. Уже будучи в Волгодонске она окончила Московский медицинский колледж, но не работала по этой специальности. «Не моё», — смеётся Мария Анатольевна.

На Атоммаше Мария работала в цехе корпусного оборудования, была бригадиром. В подчинении – 160 человек.Девушка-бригадир оказалась затейницей и с хорошим чувством юмора.

—  Когда пересдавали смены, на доске писали пересдачу, — вспоминает Мария Анатольевна, — и я часто писала в стихах, особенно если чем-то была недовольна. Так доходчивее получалось.

Потом она познакомилась с парнем, вышла за него замуж и приехала в Зимовниковский район, в х. Калинин. Там работала завклубом, расписывала стены – Марии Анатольевне всегда очень нравилось рисовать, расписывать. Потом уже переехали в Савоськин. Так сложились обстоятельства, что пришлось поработать и на кирпичном заводе, и на свиноферме, и поваром. Затем Марию Анатольевну пригласили работать инспектором по делам молодёжи. Работали кружки, с молодёжью ходили помогать пожилым людям, участвовали в разных мероприятиях. А позже стала художественным руководителем в СДК. Мария Анатольевна занималась с детьми, они делали поделки в разных техниках – сухое и мокрое валяние шерсти, поделки из камешков, шишек, декупаж по ткани, плотные тканевые игрушки, куклы… Потом организовали кукольный театр, который просуществовал два года.

-И всё это время во мне жила мечта, – рассказывает Мария Анатольевна, держа в руках игрушку. – У меня в детстве не было кукол – может быть, поэтому я очень хотела мастерить их сама. Собственно, я делала и делаю разные куклы. А вот как за глину взялась… Запала мне в душу сказка про Горшеню. Да, я рисовала портреты, картины, разрисовывала что-то, но всё было как будто не то. И только когда взяла в руки глину, поняла: вот она, красавица!

Глину Мария Анатольевна вначале брала покупную. Потом постепенно стала подмешивать к ней обычную красную глину из местного пруда. Параллельно ходила по сайтам в интернете и смотрела, как правильно работать с этим материалом, как вымешивать глину – похоже на тесто, но в глине не должно остаться ни малейшего воздушного пузырька, иначе при обжиге любая капелька воздуха разорвет будущую игрушку. А потом полностью перешла на местную глину – оказалось, что она вполне пригодна, хотя и возни с ней много: нужно промыть несколько раз, чтобы в материале не осталось ни соринки, потом вымесить. Обжигаются игрушки в обыкновенной печи. Температура в ней не так уж высока – получается полуобжиг.

  Если бы была возможность обжигать игрушки при температуре 1000 градусов по Цельсию, они получались бы керамическими — мечтательно вздыхает Мария Анатольевна. — И хотелось бы, но такой возможности нет.

— А вот эту куклу я сделала первой, это моя любимица, — показывает мастерица глиняную певчую из церкви. – Мама моя была родом из Выборжской стороны. Она была очень талантлива – пела, танцевала, играла на гитаре. И вот эту куклу я сделала в честь мамочки. Была и ещё певунья, с косой, в сарафане – ту внучке подарила. И вот ещё одна игрушка из этой композиции – девушка держит в руках псалтырь. Задумка была такая: три девушки из разных сословий стоят и поют в церкви. Сейчас осталось две.

Покрываются глиняные куклы акриловой краской и акриловым лаком – они не выцветают, не выгорают на солнце. Глиняная игрушка любит, чтобы её сначала обмяли, приласкали в руках, чтобы глина «вылежалась» — дождалась своего времени. Потом мастер начинает лепить – делает заготовку. После этого заготовка накрывается полиэтиленом и стоит так два-три дня. Глина не любит спешки.

Мало того. Когда Мария Анатольевна начала работать с глиной, то через некоторое время с удивлением заметила, что стала гораздо меньше болеть. Как медик по второму образованию она быстро нашла объяснение. Никакой мистики, просто глина является отличным природным адсорбентом, и когда с ней работают тактильно – руками – словно «вытягивает» из организма вредные вещества.

Куклы Марии Анатольевны долго в доме не задерживаются: хозяйка щедро дарит их родственникам, друзьям и хорошим знакомым. Они разъезжаются по стране – в Воронеж, Москву, Санкт-Петербург. Люди уже знают о том, что в этом доме рождается сказка, и приходят за радостью к мастерице.

Пробовала Мария Анатольевна и росписи под гжель и хохлому, городец, дымковскую игрушку. Часто к ней обращаются школа и детский сад с просьбой помочь, нарисовать что-то, и она никогда не отказывает. Делает и садовые фигуры, которые сегодня набирают популярность. Новые идеи черпает во всемирной сети, постоянно пробует что-то новое.

Ещё Мария Анатольевна пишет стихи и даже песни. Поэтессу знают под девичьей фамилией Веселова – именно так она подписывается при публикации. Стихи Марии Анатольевны неоднократно публиковались в разных изданиях – в том числе в «Степной нови», а также в поэтических сборниках.

— Я считаю, это дар свыше, — скромно говорит о себе хозяйка сказочного дома. – Если человеку дан талант, грешно зарывать его в землю. Не могу сказать, что вот это всё – моя заслуга, нет. Просто я сумела развить то, что мне уже было дано.

18