Твои люди, район

Учитель французского

Бывает так, что человек делает свой важный выбор в самом начале жизни. Не часто, но бывает. Посвятить себя всецело чему-то одному на всю жизнь не каждый может – ведь выбор одного всегда подразумевает отказ от чего-то другого.

Так получилось в жизни Валентины Федоровны Нарожней из х. Камышев. Она, родившаяся за семь месяцев до победы в Великой Отечественной войне – 28 сентября 1944 года – была девчонкой с сильным характером. Росла в многодетной семье, училась в Конзаводской школе №2 и, чем ближе был выпускной, тем яснее понимала, кем же она хочет быть.

Говорят, что на факультет иностранного яыка Валентина поступила не сразу. Но не отступилась от своего. В 1961 году устроилась работать в родную школу лаборанткой, а через год вновь отправилась штурмовать педагогический. На этот раз удачно.

В школу родного хутора новоиспеченная учительница вернулась в 1968 году. Вела уроки французского языка. Её ученики вспоминают, что это была строгая учительница. Очень строгая, но справедливая.

— Мы её поначалу боялись, но потом стали уважать. Бывает, «плавает» кто-нибудь у доски, — рассказывает одна из учениц В.Ф. Нарожней, — а Валентина Федоровна подождет-подождет да как скажет: «Ну, сейчас сыграю «сею-вею»!». Это её коронная фраза была – угрожающим тоном. Все ученики помнят.

Но помнят, конечно, не только это. Помнят и поддержку, заботу и участие. Помнят, как учительница старалась не просто «оттарабанить» новый материал, а объяснить так, чтобы понял каждый, даже самый слабенький ученик. Объяснить наглядно, образно, с примерами из жизни.

— Помню, мы на уроке французского изучали названия фруктов, — делится другая ученица. – И Валентина Федоровна взялась объяснить нам, хуторским ребятишкам, почти не видевшим привозных фруктов, разницу между апельсином и мандарином. «Дети, запомните, апельсин совсем не такой, как мандарины, которые вы получаете на Новый год. Мандарин маленький, дольки легко отделяются, а апельсин (тут она показывала руками) больше, он не такой сладкий…». Вот уже сколько лет прошло, а помню тот урок до сих пор…

Валентина Федоровна всегда была готова помочь тем, кто хотел подтянуть свои знания. В школе была практика так называемых «нулевых уроков»: если ученику нужно – пожалуйста, приходи до уроков, позанимаемся. В кабинете номер свет горел с семи утра. Валентина Федоровна всегда ждала своих учеников.

А еще ей приходилось вести уроки домоводства для девочек. И здесь «француженке» не было равных. Казалось, она умела всё на свете: варить, жарить, парить, печь, шить, вязать, вышивать и крестиком, и гладью… «Девочки, вы – будущие хозяйки! — не уставала повторять учительница. – Учитесь, в жизни всё пригодится!». А однажды строго объявила, что придёт к каждой из девчат в гости, «кастрюли проверить».

— И ведь пришла! – улыбается одна из её учениц. – Тогда была зима, холодно, плохая погода, я думала, что не придёт. Пришла! А я растерялась и спрашиваю: «Кастрюли будете проверять?». Но никакой особой «проверки» не было. Я даже не знаю, ходила ли Валентина Фёдоровна ещё к кому-то из класса. Но вот за что очень благодарна ей – она меня научила всему, что необходимо знать в жизни.

Помимо французского языка и домоводства,  Валентина Фёдоровна руководила кукольным театром. В спектаклях с большим удовольствием участвовали даже мальчишки. Вначале театр ставил пьесы только на русском языке, но потом прибавились и постановки на французском. А еще В.Ф. Нарожняя была бессменной ведущей школьных вечеров.

Кстати, Валентина Фёдоровна всегда умела вдохновить, несмотря на свою строгость. Вдохновить любовью не только к своему предмету, но и к профессии педагога в целом. Стоит отметить, что очень многие её ученики стали её коллегами. Мало того, сотрудничая с педагогическим институтом, она пять лет руководила студенческой практикой. Будущие педагоги под её руководством вели и разрабатывали уроки, осваивали классное руководство, учились находить подход к детям.

Собственно, школе Валентина Фёдоровна отдала всю свою жизнь. В её личной копилке немало наград, но самая главная из них – почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации». Все эти награды, конечно же, не случайны. Доказательство тому – многочисленные благодарные ученики.

Свою трудовую деятельность Валентина Фёдоровна завершила в 2005 году. Но по-прежнему живет она рядом с родной школой, слышит звонки, видит ребят, спешащих в классы. Частенько останавливает своих бывших учеников, ставших учителями, расспрашивает о работе, даёт краткие, но дельные советы. Да и они её не забывают, обязательно навещают. Заходят и волонтеры.Валентина Фёдоровна встречает всех радушно и одновременно строго: «Садитесь! Рассказывайте!». Но никто не боится этой строгости. Все знают, что за ней – доброе сердце учителя.

11