Главная новость

Православие. За что Бог наказывает безумием?

Безумие — это беда, последствие той катастрофы, в которую повергло всех нас грехопадение Адама и Евы. Полное исцеление от этого недуга мы обретаем во Христе, Своим Крестом и Воскресением исправившем ошибку Адама.

Иеромонах Дмитрий Першин:

-Я не думаю, что Бог наказывает безумием. Это либо болезнь, пришедшая в мир из-за падения Евы и Адама, — мы именуем ее падшестью человеческой природы, к проявлениям которой можно отнести весь спектр диагнозов из области психиатрии, — либо сознательный выбор человека, отвернувшегося от Творца.

Когда мы читаем в библейской книге Бытие о том, как Адам, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, пытался спрятаться за кустами от Вездесущего Творца, мы понимаем, что он или утратил разум, или утратил память о Боге, поместив на Его место фантом.

Уже в раю мы видим, как падший человек генерирует в своем сознании по своему подобию идола, не испытывая к нему иных чувств, кроме страха, и наивно полагая, что он локализован где-то там, за кустами, а стало быть, его можно провести. Еще до изгнания из рая человек уже очевидно утрачивает адекватность. Он стыдится Евы — она стала ему чужой: совместный грех разодрал их внутреннее единство. Но, вместо того чтобы избавиться от уродства лжи и тщеславия, которыми обезобразил первых людей коварный змей, они предпочитают избавиться друг от друга. А как иначе понять трусливую и, будем честными, подлую попытку Адама свалить свою ответственность на жену? Поэтому многие человеконенавистнические мании и фобии, неврозы и психозы и, думаю, практически все скандалы и истерики в самой глубине своей коренятся в этом разъединении самых близких людей вследствие грехопадения.

Наконец, грех лишает человека его собственной внутренней гармонии. До грехопадения все природные энергии и силы человека устремлялись ввысь и приносили пользу окружающему миру. Человек напоминал свечу, что тянется к небу и светит окружающим. После грехопадения эти добрые свойства человеческой природы одичали, превратились в страсти и начали разрывать человека на части.

В этом и состоит подвиг христианина, чтобы покаянным усилием собрать себя назад и пойти дальше. Ко Христу, Который восполнит недостающие звенья нашей природы — в их числе может быть и рассудок — Своей благодатью.

14