Каждая эпоха имеет свой очевидный, общеизвестный исторический символ. Так ренессанс прославился мадоннами Леонардо и Рафаэля, а ещё Сикстинской капеллой и храмом святого Петра в Риме. Эпоха просвещения обогатила историю письмами Вольтера, энциклопедией Дидро и общим господством самодовлеющей мысли. Наше время сложно представить без смартфонов, компьютеров, интернета и других высокотехнологичных новшеств, а вот предшествующую сегодняшнему дню эпоху развитого социализма ярко символизировали крупные индустриальные проекты. БАМ, ВАЗ, «Атоммаш» — как громко всё это звучало на пороге моего отрочества, а сегодня уже не каждый молодой человек может рассказать, какой эпохальный объект скрывается за той или иной аббревиатурой и какие надежды в своё время на него возлагались.
— БАМ? Возможно, это что-то музыкальное? Барабан какой-нибудь?
Впрочем, спрашивать тинэйджеров о недавнем прошлом, наверное, бессмысленно. Да и столь ли недавним является это прошлое? Ведь это только кажется, что ещё вчера все радиостанции и все телеканалы страны вещали о грандиозных всесоюзных комсомольских стройках века, а на деле: не успел оглянуться — полвека минуло, вот так-то.
Подумать только: решение о строительстве того же «Атоммаша» руководством государства было принято ровно в год моего рождения. Правда, изначально предполагалось назвать завод Волгодонским заводом тяжёлого машиностроения, и лишь в марте 1976 года по предложению корреспондента «Известий» Александра Чемонина ВЗТМ был переименован в «Атоммаш». Основной силой на строительстве завода стали комсомольские стройотряды.
— Хорошо помню это время, — говорит Чекрыгин Александр Иванович. — Работая в то время секретарём комсомола в Серебряковском сельском Совете, мне не раз приходилось оформлять комсомольские путевки для ребят из местной молодежи. Правда, лично я участия в строительстве «Атоммаша» не принимал, в Волгодонске был лишь на областном семинаре, посвящённом как работе комитетов комсомола в целом, так и непосредственно участию комсомольских отрядов в строительстве завода. Помню, после семинара был ещё грандиозный субботник на «Атоммаше». Eсли говорить об общем количестве молодёжи, отправившейся на строительство завода, то только от нашего Серебряковского комитета свыше тридцати человек получили комсомольские путёвки. К слову, комсомольское движение в свое время действительно было настоящим «локомотивом» советской экономики и не только. Комсомол являлся массовой организацией, которая имела колоссальное влияние во всех сферах жизни: в промышленности, науке, образовании, спорте, культуре и искусстве. В каждом учреждении, предприятии и силовых ведомствах обязательно была первичная организация ВЛКСМ. Комсомол не только направлял трудовые ресурсы на крупные всесоюзные стройки, но и на местах создавал комсомольские рабочие звенья. Будь то уборочная страда, посевная кампания, работа на животноводческих комплексах — комсомольские звенья всегда стремились быть в числе передовиков. Правда, не всегда получалось. Иногда избыток энергии и отсутствие опыта приводили не к совсем позитивным результатам, а порой и вовсе случались курьёзные случаи. Помнится, как-то на посевной в ночной смене у молодого тракториста отцепилась сеялка вместе с рабочими, а тот, как ни в чём не бывало, продолжал наматывать круги по полю. Вся станица тогда посмеивалась над горе-трактористом, но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. А вообще-то из комсомола вышло немало известных людей, впоследствии занимавших крупные посты и высокие управленческие должности. Кстати, последним секретарём комсомольского стройотряда на «Атоммаше» был наш односельчанин Осадчий Борис Петрович.