Депутаты Госдумы собрались разделить с населением тяготы своего решения
Пенсионная реформа в своём итоговом варианте будет мягче того варианта, который был принят Госдумой в первом чтении. Такой вывод можно сделать из заседания генерального совета «Единой России», прошедшего накануне в Москве. Парламентское большинство, судя по всему, готово идти на определённые уступки гражданам, видя негативную реакцию общества. При этом необходимость изменений остаётся фактом.
Собственно, ровно об этом не так давно высказался и сам президент. По словам Владимира Путина, ему пока не нравится ни один из предложенных вариантов по повышению пенсионного возраста и, ясное дело, россияне «ничего хорошего не видят» в том, что не смогут выйти на пенсию, когда планировали.
«Но надо опираться на экономические оценки — и если ничего не менять, пенсионная система в будущем может лопнуть. Нынешняя планка пенсионного возраста была установлена ещё в 1956 году, когда на одного пенсионера приходилось 3,7 работающего, а продолжительность жизни составляла 67 лет. Сейчас на каждого пенсионера приходится только двое работающих, а средняя продолжительность жизни выросла до 73-74 лет», — привёл президент факты.
Он напомнил и то, что никакого окончательного решения по пенсионной реформе нет и дискуссии продолжаются. И, учитывая партийную принадлежность большинства членов парламента, именно заседание генсовета «Единой России» позволяет понять в какую сторону движется дискуссия.
Главное, что там произошло, это озвучивание списка уступок, на которые власти готовы пойти. Это сохранение региональных льгот для женщин с 55 лет и мужчин с 60 лет. В зависимости от региона это льготы по оплате ЖКХ (субсидии), по транспортному налогу, по капитальному ремонту домов, по газификации, по оплате городского транспорта, по покупке медикаментов. Далее следует сохранение в заключённых договорах установленного на настоящий момент возраста для получения накопительной части пенсии (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55). Также предлагается предоставлять бесплатную диспансеризацию и предоставление работникам предпенсионного возраста 2 дней для её прохождения с сохранением зарплаты. Кроме того, было предложено предоставлять людям старшего возраста дополнительный отпуск для переобучения и повышения квалификации, направлять в Пенсионный фонд конфискованные деньги (условные «миллиарды полковника Захарченко»).
Несмотря на обширность этого списка, говорит политолог Дмитрий Абросимов, особое внимание следует обратить всё-таки на два других предложения. Первое — снижение необходимого для выхода на пенсию стажа с 40/45 лет (для женщин и мужчин соответственно) до 37/42 лет. Однако при условии выхода на пенсию не ранее двух лет до наступления пенсионного возраста.
Второе — отмена различных пенсионных льгот для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. По словам Абросимова, этим предложением члены «Единой России» как-бы берёт на себя ответственность за инициативу по проведению пенсионной реформы, пытаясь показать гражданам, что это необходимость, ради которой они готовы тоже что-то потерять.
— Эти льготы создавались ещё во времена Бориса Ельцина, когда он пытался «покупать» голоса оппозиционных партий. И коммунисты и ЛДПР в своё время введение этих льгот приветствовали, — говорит Абросимов, добавляя, что в кулуарах генсовета говорилось и о том, чтобы отменить пенсионные льготы и для федеральных министров.
Но всё же главное, ради чего затевается столь непростая реформа, — это повышение самих пенсий.
— Давайте разберёмся – почему появилась инициатива реформировать пенсионную систему? — говорит спикер Заксобрания Ростовской области Александр Ищенко. — Потому что средний уровень пенсий в стране всего 14 тысяч рублей. И это в среднем! Значит, есть те, кто получает меньше. Вывод простой — пенсии должны расти. Причём расти, опережая инфляцию, минимум в два раза. Именно это намерение, сделать пенсионное обеспечение достойным — основная причина необходимости изменения пенсионной системы.
По его словам, вопрос откуда брать деньги на выполнение государством пенсионных обязательств отнюдь не праздный.
— В прошлом году в нашей области на выплату пенсий ушло почти 180 млрд рублей, и только 46% из них страховые взносы от работодателей. Всё остальное — помощь из федерального бюджета. Вывод — обеспечить рост достойный уровень пенсий можно тремя путями: увеличить финансовое бремя работодателей, нарастить нагрузку на федеральный бюджет, или поднять возраст выхода на пенсию. Согласитесь, очень не простой выбор, — констатирует Ищенко.
Другой вариант, который гипотетически звучит неплохо, вывести из тени «серые зарплаты», тем самым значительно увеличив поступления в пенсионный фонд. Однако, говорит Дмитрий Абросимов, все попытки это сделать пока не оказывались в нужной степени эффективными.
— К сожалению, самосознание людей в той части, что получая зарплату в конверте, ты обманываешь сам себя в будущем, ещё не созрело, — говорит он.
Добавим, что второе чтение проекта пенсионной реформы в Госдуме ещё не назначено. В настоящее время депутаты изучают предложения от своих коллег из регионов. В частности, Заксобрание Ростовской области предложило внести в реформу 16 поправок. Из них пять, говорит Ищенко, основные: установить возраст назначения пенсий для женщин — 58 лет, для мужчин — 63 года; уменьшить шаг повышения пенсионного возраста с года до полугода, сделав переход более плавным; сократить возраст выхода на пенсию для родителей – из расчета «минус один год за каждого ребенка»; сохранить для учителей, врачей и прочих социально-значимых профессий досрочный срок выхода на пенсию; установка размера пенсии в размере не меньше 40% от заработка гражданина.
Борис Ершов
http://www.donnews..u//ddnnyny-Roos.s.nny-Rtpodselay-Rtpens.nonn/n/-Rueoouu/-Rtpod-Rs.unyg-chenneu205005