В ростовской области живут 16 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья. Все они имеют полное право на получение образования. О том, какие условия созданы в регионе для того, чтобы они могли учиться, а также адаптироваться в социуме, мы поговорили с министром общего и профессионального образования области Ларисой Балиной.
— Лариса Валентиновна, ребят с ограниченными возможностями здоровья много. Это особенность региона?
— Нет. Это мировые и общероссийские тенденции, которые находят отражение и у нас. По статистике доля инвалидов в мире составляет 23% всего населения. По данным Росстата, детей-инвалидов в нашей стране более 600 тысяч. Но иногда родители не хотят оформлять ребенку инвалидность, так что показатель может быть выше.
— Получается, что инвалидность и ограниченные возможности здоровья — это не одно и то же?
— Да, не каждый ребенок-инвалид является ребенком с ОВЗ, также не все дети с ОВЗ имеют инвалидность.
— Какие состояния становятся ограничением?
— На сегодня выделяют восемь категорий детей с ОВЗ. Самые многочисленные группы — дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития. Далее идут группы детей с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха.
— В области созданы условия для таких детей?
— На Дону работает 30 общеобразовательных учреждений, где дети с ОВЗ с сохранным интеллектом получают образование с 1 класса до выпускного, сдают экзамены, получают профессию в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Более того, они участвуют в областных, всероссийских, международных проектах. Слабовидящие школьники стали в этом году победителями конкурса школьной прессы, неслышащие побеждают в соревнованиях по футболу, фестивалях жестовой песни. Дети-инвалиды с ДЦП из Волгодонской школы-интерната «Восхождение» успешно выступают в соревнованиях по адаптивному плаванию. Это лишь малая часть достижений.
— А как же те, у кого есть нарушения интеллекта?
— Такие ребята кроме 9-летнего обучения могут получить рабочую профессию в классах профессиональной направленности. Швея, столяр, маляр, штукатур, овощевод — по этим и многим другим специальностям ведется обучение в десяти специальных учреждениях.
— Но есть трудные случаи — например, аутизм…
— В 2014 году психолого-медико-педагогическая комиссия впервые выявила 198 детей с расстройствами аутистического спектра. В 2017 году в системе образования обучалось уже более 500 таких детей. Своевременная помощь может адаптировать такого ребенка, но нужно чтобы она была оказана вовремя. В 2017 году мы открыли центр по комплексному сопровождению детей с аутизмом.
Кроме того, отмечен рост количества детей с задержками психического развития и тяжелыми нарушениями речи. В Ростовской области обучение таких детей проводилось в специальных классах Семичанской, Цимлянской и Шолоховской школ-интернатов. 1 сентября 2018 года открывается класс в Новочеркасской школе-интернате.
— Как учатся ребята, которые не могут по состоянию здоровья ходить в школу? Они же не всегда инвалиды…
— Тут проблему решает центр дистанционного образования детей-инвалидов. Также запланировано открытие ресурсного центра по сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП. Волгодонская спецшкола-интернат «Восхождение» уже сформировала областной банк данных о четырехстах таких детях и готова сопровождать как детей, так и родителей, и педагогов. Eще планируем создать ресурсный кабинет для слепоглухих детей.
— А как дела на Дону с инклюзивным образованием?
— Сегодня в школах области более 6 тысяч детей с ОВЗ и 3,5 тысяч детей с инвалидностью обучаются инклюзивно. Для детей-инвалидов дошкольного возраста создана доступная среда в 115 детских садах, для школьного возраста — в 221 муниципальной школе, где обучаются более тысячи детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Но ведь доступная среда — это не только пандус и лифты. Бывает, что все-таки ребенку показано обучение в специальном учреждении. Поэтому везде и всегда мы стараемся вопрос решать индивидуально.
— По
лучается?
— Да, у нас есть примеры успешных инклюзивных практик в Батайске, Волгодонске, Новочеркасске, в Аксайском, Каменском, Зерноградском, Константиновском, Семикаракорском районах и др. Работа в этом направлении продолжится. Но важно формировать среду инклюзивности не только в стенах школ или детсадов, а в обществе. Создание условий доступности — это общая задача.
Сегодня в школах области обучаются инклюзивно более 6 тысяч детей с ОВЗ и 3,5 тысячи детей с инвалидностью.