После завершения данного мероприятия наш корреспондент встретился с председателем Ростовской региональной общественной организации инвалидов «Союз-Чернобыль» Филипенко Александром Петровичем и попросил немного рассказать о деятельности их организации и об истории её создания.
Оказывается, в феврале 1988 года несколько единомышленников, участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС собрались в городе Ростове-на-Дону для обсуждения вопросов, связанных с созданием организации чернобыльцев в Ростовской области.
Время было сложным, так как в зоне аварии ещё шли работы, людей призывали для участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Информация как по самой аварии, так и по ликвидаторам до 30 сентября 1990 года не была доступна. Всё носило гриф «Совершенно секретно».
Они по крохам собирали списки участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, через знакомых и родственников, коллег и такой своеобразный «народный телефон».
— Это были дни долгих хождений и мытарств, чтобы добиться понимания и помощи чиновников, — рассказывает Александр Петрович. — Гриф «Секретно» ставился везде и всюду, что касалось Чернобыльской аварии, и для того, чтобы получить какой-либо документ, приходилось побегать и, порой, идти на «военные хитрости», не нарушая законодательства. Eщё труднее было найти как можно больше ликвидаторов, на тот момент многие были разуверены, потеряли надежду на помощь.
Приходилось трудно, но тогда мы радовались каждой найденной фамилии одного из ликвидаторов, каждому документу, который смог бы нам всем помочь.
В результате организация была зарегистрирована Ростовским облисполкомом и впоследствии стала прототипом Ростовской областной организации «Союз-Чернобыль». Именно эти события заложили «фундамент» чернобыльского движения в Ростовской области и дали людям пусть даже небольшую надежду на то, что об их бедах услышат. Первые данные шокировали всех — первые смерти и суициды, множество проблем социального и медицинского характера. Тяжело вспоминать, сколько проблем всплыло сразу, о скольких суицидах узнали. В каждом письме люди просили главного — поддержки и помощи, они устали от фразы «Мы вас туда не посылали, какие к нам претензии». Даже нельзя представить, сколько упало скупых мужских слёз, пока писались эти письма, сколько в них было надежды на будущее
Приходилось ездить по районам области, помогая создавать организации, проводить собрания, делиться копиями уже имеющихся у нас документов, разъяснять, какие законы существуют и как их работы необходимо добиваться. Работа была проведена колоссальная.
Через некоторое время, когда число организаций по районам и городам области увеличилось, было предложено созвать конференцию и объединить все организации, внести изменения в Устав организации, решить много насущных вопросов, накопившихся за это время. В вашем, Зимовниковском тоже была создана такая общественная организация. Кстати сказать, мы с ней тесно сотрудничаем и она проводит большую деятельность. Eё председатель Виктор Васильевич Крывченко заслуживает только слова благодарности за свою работу.
— Насколько мне известно, чернобыльцы много лет боролись за свои права и сейчас борьба продолжается.
— Это верно, мы всё время боролись и заставляли существующие законы работать правильно, на это уходило много сил и времени. Наша организация всегда стояла и стоит на защите интересов чернобыльцев и на социальной их защите. Изменение уровня жизни, большое изменение в законодательстве накладывало отпечаток и на работу организации «Союз-Чернобыль», на появление новых проектов в сфере защиты законных прав и интересов граждан, подвергшихся воздействию радиоактивного облучения.
-Что бы Вы хотели сказать чернобыльцам и жителям нашего района?
— Время не стоит на месте, многое за это время произошло, но историю не переписать, она уже была написана, сделана людьми, для которых словосочетание «чернобыльское братство» — не пустой звук, а святое, на которое нельзя покушаться и нельзя предать.
Уже многих ребят нет в живых, но мы помним все и всех и забыть не имеем права. Просто оглянитесь вокруг, ведь мы с вами сделали большое дело, объединили всех тех, кого коснулось «атомное покрывало» Чернобыля. Наш труд не прошёл даром и нам есть что вспомнить.