«Я совершенно не ориентируюсь в вопросах обрядов. В общем-то, как и большинство меня окружающих людей, которые в отличие от меня считают себя истинно верующими и посещают церковь. Но все равно толком ответить не могут на многие вопросы и в частности: в какой день нужно и можно ходить на могилу к своим близким — на Пасху или через неделю, на проводы? И почему?
Заранее благодарен В. Данилюк».
Ответить на поставленный нашим читателем вопрос мы попросили настоятеля Храма Петра и Павла отца Андрея:
— Уважаемые православные читатели нашей районной газеты, посещать кладбище следует на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи. С этого дня в церкви по уставу возобновляется служение панихид и иные формы поминовения усопших, которые прекращались в пасхальные дни. Народные обычаи и церковное предание иногда совпадают, а иногда довольно заметным образом отличаются. И не всякий даже укоренившийся народный обычай следует принимать как безусловно относящийся к нашей вере. Будем помнить, в частности, такие слова блаженного Августина: «Что такое обычай без истины? Устаревший предрассудок». Посещение кладбищ во вторник второй недели после Пасхи является, безусловно, обычаем церковным, так как в этот день впервые после Пасхи совершается заупокойное поминовение усопших. В некоторых регионах, например, на Украине, это бывает не во вторник, а в понедельник второй недели после Пасхи. И в этом обычае нет ничего неправильного. Добро сходить в этот день в храм, помолиться на заупокойном богослужении. Eсли есть такая возможность — пригласить священника на могилку, если нет, то просто самим помолиться и пасхально поприветствовать своих усопших близких. А вот обычай есть на могиле содержит в себе нечто от языческой тризны. В особенности если это сопровождается оставлением еды усопшим, выливанием алкоголя на их могилу. В этом есть какой-то магизм, какой-то языческий материализм по отношению к усопшим. Как будто им нужны яички, которые мы оставим на могиле или, в особенности, не дай Бог, алкоголь, который оставляется там же. Давно уже нет тех нищих, для которых оставленная на могилках пища была бы реальным пропитанием. Более того, если есть желание нищим помочь, то разумно это делать каким-то более обычным образом.