Так назывался устный журнал, проведенный на встрече с читателями ЦСО в канун Международного женского праздника 8 Марта. С разговора о картине «Неравный брак» начали мы встречу.
Летом 2016 года в Третьяковской галерее проходила одна из самых интереснейших выставок — «Тайны старых картин». Каждый художественный шедевр заслуживал особого трепетного внимания, но больше всего зрителей поразила тайна огромного полотна В. Пукирева «Неравный брак». За картину, где нет ни пожара, ни сражения, ни древней истории, а есть непривычный взгляд художника на вещи, В. Пукирев получил звание профессора.
Картина так и не разгадана до конца. Она никого не оставляет равнодушным: полумрак церкви, падающий из окна свет ярко освещает трех главных героев- 82-летнего жениха, юную невесту и священника в золоченом одеянии. Девушка — настоящий цветок. Пукиреву удалось передать ее нежность, беззащитность, уязвимость. Она кажется ребенком, который едва — едва начал превращаться в девушку. Весь ее облик наполнен очарованием юности. А вот жених, напротив, символизирует собой увядание, омертвение, атмосферу, в которой предстоит увянуть девичьей прелести невесты. На его шее — орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствующая этому ордену звезда за военные отличия. Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы отчаяния невесты, он выказывает ей свою досаду холодными, жесткими словами. На этом мрачном пиру картины в затененной стороне присутствуют две глубокие старухи, одна из которых в венчальном наряде. Кто они, что делают они на этой свадьбе? — это загадка. По версии критиков, это бывшие жены жениха, которых он пережил. По сути, перед нами — договор купли — продажи. И все присутствующие участвуют в этом преступлении. О картине с восторгом откликнулся В. Стасов, а Репин писал, что она много крови испортила не одному старому генералу. Историк Н. Костомаров честно признался, что, взглянув на эту картину, отказался от намерения жениться на юной девушке.
Разница лет в неравном браке, где молодое, чистое создание отдается дряхлому, отжившему старику, — этот мотив пришел в изобразительное искусство из жизни. В середине 19 века вопрос бесправного положения женщины, девушки- бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России типичным, болезненным. А. С. Пушкин затронул его в повести «Дубровский», А.Н. Островский-«Бедная невеста», «Бесприданница», «Гроза». Н. А. Некрасов в произведении «К гадающей невесте» предупреждает, что ее, бесприданницу, ждет много попреков жестоких, дней трудовых, вечеров одиноких и что ни умом, ни красотой, ни страстью она не поправит задуманного зла. Нежность ее сердца он, баловень судьбы, не задумываясь, променяет на плоские рессоры и пару кровных лошадей. В 1861 году вышел Указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте. Однако в 1863году появляется картина » Неравный брак» и сгорбленный священник, вопрошающий к невесте исподлобья. Он изображен как человек, купленный старым и влиятельным женихом.
Старейший работник Третьяковской галереи Н.А. Мудро-гель, взятый на службу самим Третьяковым, вспоминал: «Вся картина «Неравный брак» является отголоском личной драмы художника. Невеста с картины должна была стать его женой и не стала. Богатый и знатный старик сгубил ее жизнь». Видимо, поэтому В.В. Пукирев, чтобы поддержать эту юную девочку в столь трагичный для нее час, изобразил за ее спиной себя, стоящего со скрещенными руками. Пукирев по жизни так и не обзавелся семьей. Что — то будто сломалось в нем.
Прикоснулись мы и к шедевру П. Федотова «Сватовство майора», узнали, что за эту картину художнику было присвоено звание академика. Выгодная женитьба для майора и ужас для богатой невесты раскрывают нам целый мир сложных человеческих отношений 19 века.
С особым вниманием слушали присутствующие рассказ о единственном портрете Н. Н. Гончаровой — Пушкиной, который был написан при жизни поэта Александром Брюлловым. Наталье Николаевне не больше 18 лет, и художник воспринимал ее, прежде всего, как жену Пушкина. Но было в этой женщине нечто такое, что выделяло ее из всех православных красавиц и составляло особенность ее натуры и характера.
Вот что говорила о ней ее современница Н.М. Eропкина: » Натали еще девочкой — подростком отличалась редкой красотой. Вывозить ее стали очень рано, и она всегда была окружена роем поклонников и воздыхателей. Место первой красавицы Москвы оставалось за нею всегд
а, но главную прелесть Натали составляли отсутствие всякого жеманства и естественность. Воспитание в деревне на чистом воздухе оставило ей в наследство цветущее здоровье. Необыкновенно выразительные глаза, очаровательная улыбка, простота в обращении, помимо ее воли, покоряли всех.
Из поздних портретов, написанных при жизни Н.Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской, лучшим считается написанный за три сеанса молодым художником Иваном Макаровым. Об этой работе Наталья Николаевна отзывалась так: «…это один из лучших моих портретов… я изображена такой красивой женщиной, что мне даже совестно согласиться, что похож портрет». Eе красота и обаяние вызывали бесконечные сплетни и пересуды в обществе. Чтение стихотворных строк Ю. В. Друниной «Наталья Пушкина» напомнило всем, что, уходя с Земли, великий Пушкин просил Наташу не тревожить. Оставим же в покое Натали!
Песня для души из видеоклипа, подготовленного старшим инспектором отдела развития социальной сферы Администрации Зимовниковского района Портновой Ю.В., не только повысила тон встречи, но и всколыхнула глубинные чувства любви, верности, душевной красоты и покоя.