22 января российский сенатор, член фракции «Справедливая Россия» Антон Беляков внес в Государственную Думу РФ законопроект, который, в случае его принятия, может приравнять пятилетнее сожительство двух людей к официальному браку. Либо, если рождается общий ребенок, позволит считать совместное проживание мужчины и женщины в течение двух лет «фактическими брачными отношениями». Сенатор уверяет, что признание государством факта сожительства официальным семейным союзом наделит мужчину и женщину равными правами и обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством России, защитит тех, кто после разрыва отношений остаётся без должного финансового обеспечения либо теряет имущество, а также в целом позволит укрепить институт семьи и брака в России.
Корреспондент нашей газеты поинтересовался у жителей нашего района их мнением по поводу нового законотворчества парламентариев. Оказывается, примеры узаконивания сожительства в Норвегии, Швеции, Нидерландах, Германии и Франции, на которые опирается в своей инициативе Беляков, зимовниковцев не вдохновили.
Начальник Зимовниковского отдела ЗАГС Зинаида Викторовна Нестерова:
— Не вижу необходимости в принятии такого законопроекта. Eсли люди действительно хотят быть одной семьёй, то они регистрируют свои отношения без страха и без принуждения. Официально зарегистрированный брак создаёт меньше проблем и при оформлении многих документов. Например, глава семейства находится в отъезде, а его супруга родила ребенка. Eсли брак регистрирован, маме достаточно самой принести справку из роддома о новорожденном, и в свидетельство о рождении малыша запишут обоих родителей. Но если пара не расписана, необходима справка о доказанном отцовстве либо личное присутствие обоих родителей. Кстати, если семейный союз официально оформлен, но по какой-то причине люди решают больше не жить вместе, им проще выяснять различные претензии, в том числе о наследовании, о разделе имущества либо об определении положения и места жительства детей. А когда пара не оформляла отношения, по существующему законодательству, всё и так можно решить в суде, что, собственно, уже много лет и происходит.
Не вижу причины добавлять новую форму гражданско-правовых отношений. Не факт, что закон о приравнивании сожительства к браку добавит ясности между мужчиной и женщиной. И вряд ли напрямую увеличит количество желающих регистрировать союз законно, если у людей такого желания не возникает само собой. Как есть сейчас, на мой взгляд, лучше всего.
Наталья Карякина, депутат районного Собрания депутатов Зимовниковского района:
— Моё мнение — если люди живут вместе, то отношения надо регистрировать. Традиции, когда мужчина и женщина при всех торжественно объявляют себя мужем и женой, тысячи лет, и именно она стоит на страже семьи и будущего каждого её члена. Но принудительным решением этого вопроса институт правовых гражданских отношений не возродить. Предлагать можно что угодно, а как будет работать — тот ещё вопрос.
Считаю эту инициативу Белякова чисто популистской и совершенно бесполезной, мертворожденной идеей. Вокруг неё не удастся сформировать какой-то новый институт отношений, но легко получится разрушить прежние устои и традиции нашего общества. Ведь предлагаемый им закон позволяет понапридумывать много разных схем ухода от ответственности. А вот, например, президентский указ о выплатах с января дополнительных пособий для первенцев наравне с сокращением ипотечного бремени для многодетных семей на государственном уровне как раз и помогает укреплять институт брака. Депутатские инициативы должны быть хорошо продуманными и ориентировать граждан на совместное проживание в законном браке. Человечество живёт так не одну сотню лет и уже многократно убедилось в правильности именно такого устройства общества.
Лысенко Виталий Анатольевич, заместитель главы Администрации Зимовниковского района:
— Подобные думские инициативы, скорее, приведут к правовой неопределенности и большей запутанности дел по семейному праву, чем к упорядочению взаимоотношений мужчин и женщин. Считаю патриархальное устройство с официальной регистрацией брака самым правильным. Только при таком виде института семьи и брака можно законно оп
ределить дату начала семейных отношений либо их завершения и отсюда уже выводить правовые последствия и решать какие-либо спорные вопросы.
Да, это законодательное нововведение сейчас декларируется как помощь одиноким женщинам и шанс на материальную поддержку детей в случае прекращения семейных отношений. Однако мне кажется, что такой закон, скорее, усугубит положение незащищенных членов семьи, чем поможет им. Кто захочет избежать ответственности, всегда придумает, как это сделать, и обязательно найдёт нужную ему лазейку в законе.
Кроме того, автоматическое приравнивание сожительства к браку добавит ещё и длительный период правовой неопределенности, пока будет выстраиваться процессуальная практика определения таких отношений и их последствий на законодательном уровне. Как известно, при разводе и разделе имущества законных супругов суд выносит решения по внутреннему убеждению в правоте той или иной стороны, разумеется, с учетом представленных доказательств. А в случае расторжения союзов сожителей судебные решения, скорее всего, долго будут оценочные — пока сложится практика и «отыграются» прецеденты. Маловероятно, что предлагаемое «добровольно-принудительное» узаконивание отношений укрепит институт брака. Это люди должны решать сами, без вмешательства государства.
Галина Ивановна Глушенко, почетный житель Зимовниковского района:
— Я не понимаю, зачем таким образом менять семейное законодательство. Каждый человек должен сознательно отвечать за свои действия. Когда люди решают связать свою жизнь, то почему не регистрировать этот союз? Eсли честно, не понимаю тех женщин, которые терпят недостойных мужчин, что не спешат оформлять официальные отношения с ними. Зачем она живёт с таким человеком?
Eсли примут такой закон, то, думаю, он принесёт больше плохого, чем хорошего. Вполне возможно, какие-то мужчины начнут бросать своих женщин не тогда, когда это случится само собой, а каждые четыре года — чтобы уж точно не попасть под принудительную регистрацию брака. Либо женщины начнут специально рожать нежеланных детей, только чтобы успеть в установленные законом два года и таким образом привязать к себе мужчину. Но разве это добавит счастья таким семьям?
Eлена, ведущая свадеб:
— Ни в коем случае нельзя политику вмешивать в семью. И такое состояние души, как любовь, тоже нельзя вписать в закон. У любви нет времени и принуждения — люди сами решают, когда вступать в брак, а когда выходить из этих отношений. Семья — это замечательно. Но я думаю, что нужно не заставлять людей жениться, а пропагандировать искренность человеческих отношений и благородство ответственности друг за друга, честность, порядочность, красоту и духовное богатство традиционной семьи. Это невозможно ни привнести насильно, ни забрать против воли. В отношении двух людей штамп в паспорте ничего не решает. Eсли же кому-то случится разводиться, справедливое решение споров зависит больше от самих людей, чем от бумажных договоров между ними. Любую бумажку с любой печатью при грамотном подходе и желании можно оспорить в суде. И только истинная любовь не позволит обидеть дорогого человека, даже если ваши пути с ним когда-нибудь разойдутся…