Без рубрики

Держат в руках человеческие судьбы

У каждого человека существует две стороны жизни. Об общественной мы узнаем из газет или во время беседы, а личная жизнь доступна только узкому кругу самых близких и родных людей. Однако есть те, которые становятся не только свидетелями, но и участниками нашей частной жизни, независимо от нашего желания. Кто разделяет радость молодоженов в день их бракосочетания, вручая свидетельство о заключении брака с пожеланиями долгой семейной жизни? Кто в числе первых поздравляет счастливых родителей с появлением на свет их долгожданного малыша, выдавая его первый государственный документ? Кто сочувствует и сопереживает родственникам, отдавая последний документ их близкого человека — свидетельство о смерти? Правильно, это все работники ЗАГСа. Их профессия уникальна, так как в их руках творятся, а в архивах хранятся истории и судьбы сотен людей, частью которых они ежедневно становятся.

В Зимовниковском отделе ЗАГС хранится 136 тысяч актов гражданского состояния от рождения до смерти. Накануне профессионального праздника мы встретились с начальником отдела ЗАГС Зимовниковского района Зинаидой Викторовной Нестеровой.

— Зинаида Викторовна, почему Вы решили связать свою жизнь с такой специфичной профессией?

— Так распорядилась судьба. По образованию я бухгалтер и историк. Много лет проработала бухгалтером в Росбанке. В начале 90-х в отдел ЗАГС требовался сотрудник и был объявлен конкурс. Знакомые уговорили меня в нём принять участие. Так я и пришла работать в ЗАГС. Сначала у меня были сомнения, но я считаю, что если жизнь дает какую-либо возможность или шанс, то отказываться нельзя, обязательно нужно пробовать свои силы. Eсли получится — хорошо, если нет — искать себя в чем-то другом. Поэтому согласилась и не жалею об этом. Иногда приходится тяжело, ведь сотрудники ЗАГСа должны сочетать в себе много качеств: обладать навыками культмассового работника, чтобы интересно проводить мероприятия по пропаганде семейных ценностей, материнства и детства и торжественные регистрации. И каждая ждет чего-то особенного, Не хочется подводить людей. Необходимо быть юридически подкованным, чтобы, работая с людьми, не нарушить ни одной буквы закона, грамотным делопроизводителем — мы не можем задержать ни одной бумажки дольше положенного срока и, конечно, психологом, потому что иногда людям нужно, чтобы их выслушали и посочувствовали.

Я думаю, что те, кто приходит в эту профессию, должны любить людей, отодвигать личные интересы в сторону и работать. У нас очень интересная профессия. Мы принимаем участие в каждой семье с рождения и до самой смерти человека.

— Сложно было привыкнуть к новой профессии?

— Не особо. Я всегда работала с людьми и здесь тоже. Сложно было из-за нехватки теоретических знаний. Можно сказать, до сих пор учусь, потому что законы, правила и требования постоянно меняются.

— Работать с людьми, особенно в такой деликатной сфере, как их личная жизнь, довольно сложно. Как Вы справляетесь?

— Выслушиваем, пропускаем через себя, иногда помогаем советом или перенаправляем к более компетентным специалистам, которые могут подсказать наилучший и правильный выход из сложившейся ситуации. Да и как можно абстрагироваться, когда во время свадьбы мамы, невесты или женихи начинают плакать? А как можно оставаться равнодушным к горю, когда люди приходят за справками о смерти своих близких? Eсли видим, что человеку нужно поделиться, высказаться, мы его выслушиваем и поддерживаем.

— Сталкивались ли Вы с какими-нибудь курьезными случаями?

— Конечно! Например, когда в сельских Советах еще регистрировали браки, приехал к нам один молодой человек и сказал: «Зарегистрируйте нас, а то у нас в селе певчие заболели». На что мы ответили, что певчих у нас нет, но брак зарегистрируем с удовольствием.

Иногда бывают свадьбы, когда молодожены приходят на церемонию с детьми. Как-то раз во время одной из них маленькая дочка невесты, увидев, что та плачет, сказала: «Не плачь, мама, будь хорошей девочкой».

Довольно часто к нам обращаются по поводу смены имени или фамилии. При этом люди иногда выбирают очень странные или необычные сочетания. В том числе была у нас девушка с простым русским именем (называть имя по понятным причинам не буду), которая решила стать Солнышко Фортунатой Геральдиной Викторовной.

— Насколько часто обращаются желающие сменить имя?

— Не часто, но есть, особенно молодежь, которая, начитавшись
Фрейда или еще каких-то книг о влиянии имени на судьбу, стремятся ее изменить, взяв себе другое имя. Мы понимаем, что иногда бывают неблагозвучные имена или сочетания, но сразу предупреждаем, что все данные предоставляем и в ОВД, и в паспортный стол, и это не помогает скрыться человеку, находящемуся в розыске.

— Как у нас в районе обстоят дела с рождаемостью?

— В этом году рождаемость остается на уровне прошлого года, а вот смертность увеличилась. Eсть молодые семьи, в которых рождаются первенцы, но чаще всего приходят регистрировать вторых или третьих детей. Причем, нужно отметить, что в основном это благополучные семьи, а уж если пришли получать свидетельство о рождении четвертого ребенка, то уже точно знаем, что пятый будет!

— У нас в стране наблюдается тенденция, когда родители стараются выбрать для детей необычные имена. Eсть ли такое в нашем районе?

— Несколько лет назад был период, когда выбирали очень непривычные имена, которые впоследствии могли бы даже создать проблемы для ребенка, но сейчас этого нет. Родители выбирают простые имена — Иван, Татьяна, Саша и другие. Многие ориентируются на святцы. Из обладателей редких имен в этом году у нас в районе родились Вероника, Влада, Eва, Руслана, Сабина, Злата, Захар, Родион, Милена, Богдан, Полина, Игнат, Кира, Тимофей, Ульяна, Макар.

Наибольшей популярностью уже несколько лет пользуются Артем, Анна, Дарья, Eлизавета и Софья. Радует, что в основном стараются выбирать разнообразные, неповторяющиеся имена.

— Среди молодежи большой популярностью пользуются выездные бракосочетания. Оказываете ли Вы такие услуги?

— Мы выезжаем на регистрацию брака на дом или в больницу только к тяжело больным людям, а вот торжественные церемонии с выездом — это уже не к нам.

— У нас многонациональный район. Бывало ли, что молодожены добавляли национальный колорит церемонии?

— Национальные свадьбы — это очень интересно. Моя коллега рассказывала, что однажды одна семья на регистрацию принесла с собой плов. Молодых и их родных мы сразу предупреждаем, что распитие алкоголя в ЗАГСе запрещено, а вот еду или музыкальные инструменты иногда приносят. Очень приятно видеть уважение молодежи к старшему поколению. Особенно это касается кавказских свадеб. Когда они только приходят подавать заявление, мы уже знаем, что на церемонии обязательно будут бабушки в национальных костюмах. Пожилые люди на свадьбе — самые почетные гости, и поэтому для них отводятся лучшие места. Мы знаем, что по окончании регистрации они будут давать молодым наставления на своем национальном языке, но это им позволительно.

— Что бы Вы пожелали своим коллегам накануне профессионального праздника?

— Здоровья и терпения, чтобы наша профессия была важна не только для людей, но и властей, чтобы наши интересы не ущемляли и уважали наш труд.

7