Без рубрики

Я доволен судьбой

В военном 1942 году во время ожесточенных сражений за Сталинград в одном из хуторов в середине октября в семействе Куприяновых родился сын, которого нарекли Игнатом.

Детство у мальчишки, как и у всех однокашников, было голодное и тяжелое.

— Мы как-то очень рано все повзрослели, — вспоминает Игнат Макарович. — Вроде, и детство было, и игры с ребятами, но постоянно хотелось есть. Время тяжёлое, голодное, хлеба не хватало, ели, в основном, овощи, которые выращивали на огороде. Чтобы растопить печку, друг к другу ходили за жаром, умывались ледяной водой из проруби. На одежду в те годы внимание вообще никто не обращал. Когда начали возрождаться колхозы, мы, 10-15-летние пацанята, начали осваивать технику: работали прицепщиками на сеялках, а во время отдыха трактористов садились за руль вместо них.

Стоит ли говорить, что основными работниками были только женщины, дети да вернувшиеся с фронта инвалиды. Особенно тяжелым был труд женщин. Практически вся работа выполнялась вручную, а за это получали копеечную оплату. Как сейчас помню, три дня выгружали вручную зерно, а поставили всего полтора трудодня. Вся работа держалась на идеологии. Секретарь комсомольской организации регулярно проводил собрания, организовывал субботники. Скажу без лукавства, народ у нас был очень трудолюбивый и честный. Запомнилось, как мама запрещала есть яйца: пока не насобирает необходимое количество на налог государству, никто не смел брать ни одного. Но зато какое счастье было, когда перед Пасхой их подсчитывали и делили поровну на всех членов семьи, — задумавшись, произнес мой рассказчик.

Закончив 9 классов, юный Игнат вместе с друзьями детства решили пойти в вечернюю школу, для того, чтобы иметь возможность учиться и работать (денег-то ни на что не хватало).

— Уж очень мне нравилось столярное дело, поэтому пошел учеником столяра, — продолжает рассказ наш собеседник. — Мне сказали: как только табуретки научишься делать, считай, уже мастер. Но это только на первый взгляд все просто и быстро. Сколько же нужно потрудиться, чтобы получилось изделие! В общем, за три десятка табуреток я заработал 12 рублей.

Может, так бы и освоил начатое дело, если бы военкомат не послал учиться на водителя тягача. Смекалистый парнишка, имея опыт работы на тракторе, освоил и эту науку. Отучившись, до призыва в армию трудился на «рабочей лошадке» послевоенного времени — ЗиС-150.

Отслужив положенный срок, в 1964 году вернулся Игнат в родную сторонку, взял земельный участок, построил дом, женился. В браке родились сын и дочь. Работать пошел в заготконтору водителем.

— Нелегко тогда доводилось… «Для нас не бывает нелетной погоды, В путевке указан маршрут, В дожди и заносы идут вездеходы, А дома любимые ждут…», — читает он строки своих стихов, посвященных сыну. — Приходилось преодолевать и заносы, и бездорожье. Вспоминается случай: где-то в конце марта — начале апреля отвозили мясо, его почему-то вовремя не приняли, пришлось ждать. Eле-еле сдали, а тут резкое потепление. Приехали в Калач, смотрим — лед на Дону подняло. Охранник нас разворачивает на Цимлу, потому что ехать через Дон опасно, можно провалиться. Но я был молодой, лихой. Защитив карбюратор от воды, рискнул. Не поверите, улыбается, а у самого слезы на глазах, — шел, как катер. Пока перебирались на другой берег, сидевший рядом заготовитель, наверное, вспомнил все молитвы, которые знал. Следом за мной прошла вся колонна. А вот однажды тонул, вовремя поспел МАЗ, вытащил. Знаете, ведь тогда практически все рейсы были построены на «авось» да на «эх, была — не была». Дорог-то не было, а исколесить пришлось практически всю страну.

…Дорога трудна, буксуют колеса, Ревет, надрываясь, мотор… На элеватор перешел работать Игнат Макарович в 1970 году. Заочно учился в техникуме механизации сельского хозяйства. Проработав около 40 лет, Игнат Макарович ушел на заслуженный отдых и переехал жить к сыну в наш район.

— В общем, я доволен своей судьбой. Самое главное — в любой сложной ситуации нельзя опускать руки. Это подтверждает мой личный и служебный опыт. Ведь в жизни преобладает больше положительного, и этим надо уметь дорожить и радоваться.

Совершенно согласна со словами моего собеседника. Кстати сказать, Игнат Макарович увлекается стихотворчеством, любит играть на баяне, с удовольствием следит за садом. Должна заметить, не у всякого молодого столько человеческого задора и тепла. Не забывает он и о своих родных и близких, всегда поддержит, даст
мудрый совет. По праздникам все родные обязательно собираются за одним столом. Соберутся они и сегодня, ведь у дорогого им человека, отца и дедушки, славный юбилей. Игнату Макаровичу — 75! И, несмотря на прожитые годы, он остаётся активным и жизнерадостным.

8