Pop-up
Твои люди, район

Живёт по собственным вехам судьбы

Мне приходится встречаться с разными людьми. Каждая встреча оставляет отпечаток надолго, порой, заставляет по-новому смотреть на окружающих, оценивать и свои поступки. Импонируют те, кто не пасует перед трудностями. Вот одна из таких женщин, мимо которых не пройдешь, запомнишь эти глубокие с грустинкой глаза — Анна Алексеевна Быкова.

Эта женщина — живая легенда. Ведь не каждому отмерен столь большой срок пребывания на земле — 94 года. А вот она уже в двух веках пожила и историю знает не из книг и архивных документов, а по собственным вехам судьбы. Была пятым ребенком в семье. Отец умер, когда ей было 12 лет. Семья жила в нужде. За 94 прожитых года Анне Алексеевне многое довелось повидать. Какие только горькие испытания ей судьба не преподносила, но ее сила воли помогла ей прожить жизнь достойно и ярко.

Пусть женщина и не добилась каких-то высот, но она обязательно оставит свой след на этой земле. Так уж выпало ей на долю, что работа её всегда была трудоемкой. Но люди старой закалки обычно крепки и выносливы. Да и жаловаться на усталость тогда некому было. В детстве трудилась наравне со взрослыми: дрова рубила, пилила, жала, пахала, полола, всю домашнюю работу выполняла.

До начала войны вышла замуж. Но счастье с любимым мужем Федором Быковым было недолгим. В сорок первом родилась у молодоженов дочка Шура. Федора забрали на фронт. Осталась Анна с младенцем на руках. А осенью сорок второго в родное село нагрянули немцы.

— Сколько было страху, — рассказывает моя собеседница.- Полная деревня фашистской нечисти, вслед за ними пришли румыны. Жили в подвалах, щавель выручал — из него варили борщ, да еще у некоторых односельчан было зарыто зерно. Делились последней крохой, не давали друг другу пропасть.

На время Анна Алексеевна притихла, а затем продолжила свой рассказ: — Потом наши фашистов прогнали, а мы перезимовали и весной начали сеять. Работали не покладая рук. Знаете, и уморы не чуяла. А вот теперь руки мои болят. Мужа с войны так я и не дождалась, пришло известие, что без вести пропал. Жила со свекровью и дочкой. Работала в колхозе разнорабочей. А бригадир у нас был тяжелый человек, вечно на нас ворчал, был недовольный. И дома было работы непочатый край. Огороды, скот. Я и рукодельница была — вышивала, ткала ковры, крючком вязала кружева. И тяжелую работу по дому сама делала и устали не знала.

— Анна Алексеевна, Вам — 94, как Вы себя чувствуете?

— За всю жизнь никогда не была в больнице и сейчас у меня давление 120х80. Но, по правде сказать, еще в прошлом году читала газету, а вот сейчас глаза болят, поэтому не читаю, только смотрю фотографии в газете, а вот расписываюсь за пенсию сама, я ж в школе училась и окончила 2 класса. Меня к себе племянница забрала, ухаживает за мной. Мне здесь очень хорошо. Сами видите, как живу: порядок, уют и чистота.

В наш разговор включилась и сама племянница Антонина Ивановна:

— Моя тетя — она добрая, скромная труженица и сейчас не сидит без работы, еще в огороде полет траву, любит честных, справедливых людей, которые живут по совести. Тетя часто вспоминает свою покойную дочь Александру. А мне с ней очень хорошо.

Незаметно наша беседа подошла к концу. Попрощавшись, мы пожелали обеим женщинам здоровья.

1