Количество обращений жителей Ростовской области к региональным властям в 2023 году значительно увеличилось. Не потому, что проблем или вопросов стало больше. А, в первую очередь, здесь дело в удобстве для граждан – гаджет с доступом в интернет всегда под рукой у основной части населения. И написать обращение – дело нескольких минут, порою — даже, секунд.
Если говорить на языке цифр, то вот факты. За прошедший год дончане отправили 176 168 сообщений и обращений в адрес региональных властей. Это на 76% больше, чем в 2022 году.
Всегда под рукой
В чем причина такой активности граждан? Оказывается, как показал анализ обратной связи с населением, на увеличение сообщений и обращений значительно повлияло развитие информационных технологий. Имея в наличии гаджеты, граждане через социальные сети на официальных аккаунтах органов власти и должностных лиц задают вопросы и получают ответы в течение короткого времени. Ведь написать обращение — это дело всего нескольких минут.
Статистика говорит сама за себя: традиционные обращения составили 19% от общего числа поступивших, а основная масса — 81% — соцсети. Причем быстрая подача обращения — это оперативное реагирование на ту или иную проблему, что, несомненно, повышает уровень доверия у граждан к исполнительной власти, поскольку люди в информационном пространстве видят реакцию на обращения в виде разъяснений или планов по решению проблем. Рост популярности соцсетей объясним, а, следовательно, применение их как средства для диалога с властью вполне объяснимо.
Общение граждан с властью через соцсети способствует снятию социальной напряженности, позволяет убедиться, что их проблема не осталась незамеченной. В результате повышается уровень доверия к власти. Прямая коммуникация с гражданами в этой среде позволяет решать такие проблемы, как яма на дороге или неубранный мусор у подъезда, на местном уровне без письменных или устных обращений в администрацию.
Оперативно и доступно
Как отмечают эксперты, взаимодействие в социальных сетях делает руководителей органов власти и глав муниципальных образований доступнее. Прямая коммуникация с гражданами в этой среде позволяет решать такие проблемы, как яма на дороге или неубранный мусор у подъезда, на местном уровне без письменных или устных обращений в администрацию.
Популярность соцсетей обусловлена несколькими факторами. Во-первых, интернет-аудитория Ростовской области составляет порядка 2,8 миллиона пользователей. Во-вторых, в регионе развита система госпабликов. На данный момент ведется более 5,5 тысячи официальных сообществ исполнительных органов и учреждений. И, наконец, по поручению губернатора Ростовской области Василия Голубева у всех членов областного правительства и руководителей муниципальных образований открыты ТГ-каналы с возможностью оставить обращение или комментарий. Особое внимание уделяется оперативности отработки сообщений – первичные ответы на обращения в настоящее время публикуются в течение 3 часов. Это один из самых высоких показателей среди субъектов страны.
Если ответ на традиционное письменное обращение заявитель получает в течение 30 дней, то реакцию в социальных сетях заявитель получает максимально быстро.
Из всех заданных в соцсетях вопросов:
- 70 % – решены положительно;
- по 20 % – даны подробные разъяснения;
- и 10 % – не требовали ответа.
Топ-3 проблем жителей Ростовской области
В прошедшем 2023 году первой по актуальности была тема ЖКХ. По этому направлению поступило около 30% от всех обращений. Особенно увеличилось количество таких обращений в конце года, когда природные явления вызвали ряд аварийных ситуаций в энергоснабжении.
Вторая по актуальности — это тема дорожного хозяйства: расчистка от снега, неудовлетворительное состояние дорожного полотна.
Третье место занимает тема благоустройства. Здесь сообщения, касающиеся уборки общественных территорий, установки детского оборудования, содержания зеленых насаждений и прочего.
Следует отметить, что часть вопросов носит «сезонный» характер. Так, весной растет число обращений по ремонту дорог, летом – о перебоях в водоснабжении, осенью – о проблемах в теплоснабжении, зимой – об уборке территории от снега и т.д.
Всё под контролем
По поручению губернатора региона Василия Голубева ведется мониторинг обращений из всех источников, на основе которого выявляются «болевые точки» муниципальных образований с учетом социальной активности жителей и проблематики конкретной территории. Результаты анализа ложатся в основу тематических приемов, проводимых руководителями исполнительных органов на постоянной основе. Опыт проведения тематических приемов по наиболее актуальным для граждан вопросам перенят и главами муниципальных образований.
Правительство региона работает над сокращением сроков рассмотрения не только для обращений из социальных сетей, но и для вопросов, поданных через платформу обратной связи, а также письменных и электронных обращений.
Не каждый вопрос можно рассмотреть оперативно, порой для объективного рассмотрения и поиска пути решения требуется обстоятельное изучения проблемы, направление запросов в соответствующие органы, выезды на место и т.д. В таких случаях обращения рассматриваются в предусмотренный законом 30-дневный срок.
В ходе мониторинга иногда выявляются факты нарушения сроков рассмотрения обращений, это в том числе объясняется ростом их количества — за последние 3 года число обращений увеличилось в 3 раза.
Рассмотрение каждого обращения, независимо от того, каким способом оно поступило, нацелено на максимальную результативность решения вопросов граждан. И ни одно обращение, независимо от формы поступления, не останется без ответа.