Запрет использования иностранных водительских прав и новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД, обновленные правила установки камер, однодневные полисы ОСАГО, запрет использования шипованных шин летом, очередные ужесточения ПДД и КоАП
Все это и многое другое ждет автомобилистов, электросамокатчиков и других участников движения в 2024 году. Подробности о том, что изменится в новом году в жизни российских водителей — в обзоре «Ъ».
Что точно вступит в силу
2 марта заработает закон, позволяющий оформить полис ОСАГО сроком от одного дня до трех месяцев. Такие полисы будут удобны для тех, кто пользуется машиной периодически или если автомобиль нужно перерегистрировать на нового собственника без дальнейшей эксплуатации. Страховка начинает действовать через три дня после оформления. Цена таких полисов пока неизвестна, но, скорее всего, он будет дороже годового в пропорциональном отношении. Иными словами, полис на день будет дороже, чем 1/365 цены годового полиса.
1 апреля начнут действовать изменения в закон «О безопасности дорожного движения».
- Иностранцы смогут пользоваться зарубежными правами в течение года после получения вида на жительство или российского паспорта, затем нужно получить российские права. Для граждан Белоруссии сделано исключение.
- Граждане РФ смогут пользоваться иностранными правами в течение года с даты последнего въезда в Россию (если гражданин въехал до 1 апреля 2024 года, то дается год на обмен удостоверения, то есть до 1 апреля 2025 года).
- Если в иностранных правах открыты категории М, А, B, подкатегории А1, B1, то для получения российских прав достаточно будет сдать «теорию».
- Если в иностранных правах открыты категории C и D, то нужно будет пройти обучение и сдать внутренний экзамен в автошколе, а потом сдать экзамен («теорию» и «город») в ГИБДД.
- Нарушение правил (в случае если иностранец или россиянин продолжает ездить с иностранными правами) чревато штрафом до 15 тыс. руб. по ст. 12.7 КоАП.
Вводится также ряд других поправок.
- Граждане, у которых нет стажа (минимум годового) управления легковым авто или грузовиком, больше не смогут открыть автобусную категорию (D).
- Водители, у которых одновременно открыты категории B и CE (легковая машина и грузовик с прицепом), автоматически, без сдачи экзаменов, получат право управлять легковой машиной с прицепом (категория BE). Стаж управления легковой машиной должен быть не менее года.
- Гражданам, у которых прав никогда не было или они были лишены прав и которые тем не менее сели за руль пьяными (или отказались от освидетельствования), будет запрещено сдавать экзамен в ГИБДД. Запрет будет действовать в течение года после окончания срока лишения прав.
1 июня заработает сезонный запрет на использование шипованных шин летом, он записан в приложении к ПДД и будет действовать до 1 сентября (на зимнюю «липучку» он не распространяется). Ст. 12.5 КоАП предусматривает штраф в 500 ₽ за это нарушение. Аналогичный запрет на применение летних шин зимой действует в декабре—феврале.
Также 1 сентября заработают изменения в закон «Об автомобильных дорогах».
Дорожные камеры разрешат устанавливать только в следующих местах:
- на дорогах с выделенкой;
- на аварийно опасном участке дороги;
- на автоматических пунктах весогабаритного контроля;
- в местах дорожных работ, где введены временные ограничения;
- на пешеходных переходах;
- в местах, где запрещена стоянка или остановка;
- на перекрестках;
- в местах, определяемых ГИБДД при осуществлении контроля (надзора).
Кроме того, новым законом начнет действовать правило, согласно которому за городом зона контроля камеры должна начинаться не ранее чем через 150−300 м после предупреждающего знака «Фотовидеофиксация». А в населенном пункте — не ранее через 100 м после знака.
При нарушениях данных правил вынесенный с камеры штраф можно будет отменить, ГИБДД сможет сделать это самостоятельно, без жалобы гражданина или вмешательства прокуратуры (эту опцию запишут в КоАП).
Ещё 1 сентября вступят в силу поправки к КоАП, согласно которым штрафы за неоплату проезда по региональным платным дорогам (Московский скоростной диаметр, проспект Багратиона, Западный скоростной диаметр, Мытищинская хорда, платные участки в Псковской области, платные мосты и т. д.) регионы будут устанавливать своими законами. Действующий штраф, записанный в ст. 12.21.4 КоАП (1,5−5 тыс. руб.), будет применяться только на федеральных платных трассах — ЦКАД, М-12, М-4, М-11 и т. д. Размер региональных штрафов пока неизвестен, его утвердят в субъектах позже. Пока неясно, будет он больше или меньше федерального.
Что будет обсуждаться
Продолжится обсуждение предложенного Минтрансом запрета превышать среднюю скорость. Раньше ГИБДД штрафовала за это нарушение, но в 2021 году прекратила из-за юридических пробелов, мешающих продолжать эту практику. Для решения проблемы Минтранс предложил поправки к ПДД и КоАП (последние еще не публиковались). МВД уже выступило против возвращения штрафов.
Госдума, судя по всему, будет принимать закон, позволяющий регистрировать автомобили в ГИБДД без оформления ОСАГО. Поправки приняты в первом чтении в ноябре 2023 года.
МВД будет дорабатывать новый регламент по сдаче экзаменов на права, который должен вступить в силу с 1 апреля. Основное нововведение — возможность получить 7 штрафных баллов за ошибки на практическом экзамене (сейчас разрешено максимум 5).
Власти будут готовить порцию нормативных актов для усиления контроля за средствами индивидуальной мобильности (СИМ), это предусмотрено правительственной «дорожной картой». Изменениями в КоАП будут усилены санкции для нарушителей на электросамокатах. Сегодня они могут получить максимальный штраф в 1,5 тыс. руб., новые санкции еще не утверждены, речь пока идет о проекте поправок сенатора Артема Шейкина, которые еще не вносились в Госдуму.
Пользователи СИМ также будут обязаны останавливаться по требованию ГИБДД и проходить медицинское освидетельствование на опьянение, кроме того, все устройства нужно будет регистрировать в едином федеральном реестре (по аналогии с регистрацией машин в ГИБДД) — это запишут в пакете изменений в ПДД. Проекта поправок для публичного обсуждения еще не представлено.
источник: Коммерсантъ