Обычаи и традиции середины главной христианской седмицы
Страстная среда или, как правильно ее называют православные христиане, Великая среда — это день, когда вспоминают предательство Иудой своего учителя за тридцать сребренников. А также грешницу, помазавшую ноги Спасителя миром. Прихожане храмов стараются исповедаться и подготовиться к Таинству Причастия.
В Великую среду в последний раз за Великий пост совершается Литургия Преждеосвященных Даров и в последний же раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами. Центром службы являются два евангельских события, уже упомянутых нами: порицание сребролюбия Иуды и покаяние грешной жены. Утреня совершается по чину великопостной с чтением особого тропаря Страстной седьмицы. На каждом часе читается глава из Евангелия и первые главы книги пророка Иезекииля. Совершается общая исповедь, готовящая прихожан к Великому четвергу.
В этот день разрешается есть хлеб, овощи, фрукты и холодную сырую пищу без масла. Традиции Великой среды предусматривают еще массу запретов, большая часть которых касается женщин. Им категорически запрещалось даже громко разговаривать, не говоря уже о пении, танцах или смехе. В Великую среду, как считали наши предки, нечистая сила пыталась сбить их с истинного пути. От женщин требовалось скромно одеваться и кротко себя вести, чтобы защититься от греховных помыслов и деяний.
Всем верующим в среду Страстной недели запрещено сквернословить, ругаться, кричать на кого-то и проявлять нетерпимость. Веселиться тоже не стоит. Речь идет не только о походах в театры и кино, но и о просмотре телевизора или прослушивании музыки. Ни в коем случае нельзя гадать и ворожить — такие действия вообще не поддерживаются православием, тем более, перед праздником Светлой Пасхи.
В Великую среду уже вовсю начинали готовиться к предстоящему воскресному торжеству: начинали печь куличи и украшать свое жилище. Нельзя рубить дрова, вязать, шить, вышивать, использовать колющие и режущие предметы. Хорошо в этот день заниматься стиркой и уборкой, желательно вымыть и выскоблить полы, выбить ковры. Начатое завершали к вечеру Великого (чистого) четверга.
Вспоминали наши предки в Великую среду особый обряд, направленный на исцеление от всякой телесной немощи: зачерпывали кружкой воду из колодца, бочки или реки (главное, чтобы резервуар находился на улице), трижды крестились и накрывали кружку с водой новым или чистым полотенцем, а в два часа ночи, вновь трижды перекрестившись, обливались этой водой, оставляя немного на дне. После, не вытираясь, на мокрое тело надевали одежду, а оставшуюся в кружке воду выливали на кусты или цветы в саду. Считалось, что омытый таким образом человек как бы заново рождается. Особый обычай связан и с домашним скотом: его обливали снеговой водой с добавлением прошлогодней четверговой соли, чтобы уберечь от болезней и порчи.
Яйца для праздника старались купить именно в среду, так как верили, что они будут дольше оставаться свежими. Ну а в наши дни легко предсказать, что, чем ближе Пасха, тем дороже десяток яиц в магазинах. Так что не стоит откладывать их приобретение. Готовили четверговое мыло — выносили на улицу и оставляли на пороге, а следующим утром перед купанием забирали.