В районе, Главная новость, Твои люди, район

Искорка в душе

   5 октября педагоги отмечают свой профессиональный праздник. Каждый год чуть позже, чем через месяц после начала учебного года, в России отмечается очень важный и трогательный праздник — День учителя. В этот день мы стараемся рассказывать о работниках образования нашего района, которые не год и не два отдали этой непростой, но очень благодатной профессии.

   Наталья Геннадьевна Гречко, директор Верхне-Серебряковской СОШ №12, родом из Зимовников. Здесь она родилась, здесь прошло её детство. Как и у всех детей – вначале детский сад, это был зимовниковский детсад «Солнышко», затем – школа имени А.С. Пушкина, Зимовниковская школа №1.

   После окончания школы Наталья Геннадьевна поступила в Азовское педагогическое училище. В 1985 году успешно его окончила и, уже дипломированным учителем начальных классов, приехала в родные Зимовники. Молодую выпускницу приняли на работу в Амтинскую начальную школу.

   — Я там была и заведующей, и учительницей – в одном лице, — с улыбкой вспоминает Наталья Геннадьевна. – Школа эта была маленькая – малокомплектная. Всего пять учеников! Два года я там отработала, и школу эту закрыли, потому что детей больше не было. И я как-то, можно сказать, автоматически перешла из Амтинской начальной школы в Зимовниковскую школу №10. И здесь уже я отработала 29 лет учителем начальных классов. А общий педагогический стаж – 36 лет. Конечно же, окончила и высшее учебное заведение.

   Сама Наталья Геннадьевна шутит – мол, короткая у неё трудовая биография, однако что такое в учительской работе 29 лет? Это ведь огромное количество учеников, маленьких людей, у которых впереди – большая жизнь, а кто, если не педагог, подготовит их к этой жизни? А у учителя начальных классов и вовсе особая миссия. Ведь именно в «началке» закладываются основы основ, прививается умение учиться, общаться, отвечать за свои поступки, быть воспитанным, уважать окружающих и себя…

   — Мне по жизни очень повезло с учителями, — делится педагог. – Я училась у замечательных преподавателей, которые вели так свои предметы, что, приходя домой, я хотела со всеми поделиться, всем рассказать то, о чем они говорили. У меня была замечательная учительница в начальной школе – Лютенко Раиса Николаевна, потом в средних классах Гонецкий Владимир Федорович, Забейворота Людмила Петровна, Косяк Мария Григорьевна, Карамушко Любовь Фроловна, Циванина Евгения Николаевна… Я их всех до сих пор отлично помню, потому что это – люди, о которых можно книги писать. Все они проработали учителями по много-много лет. И, наверное, благодаря тому, что с каждого их урока я уносила с собой частичку их тепла, для себя выбрала тот же путь – мир профессии учителя стал мне близок благодаря им. Я не была отличницей, однако училась всегда с удовольствием.

   Первую свою педагогическую практику Наталья Геннадьевна проходила в школе Азовского района. Первые впечатления от первых уроков, конечно, помнятся, однако больше уже воспоминаний связано с работой. Когда педагог перешла из Амтинской в десятую школу, она попала в крепкий, сложившийся учительский коллектив, в котором было очень развито наставничество: более опытные педагоги брали себе «под крыло» молодых, помогая им в начале непростого пути. «Меня опекали со всех сторон», — смеётся, вспоминая, Наталья Геннадьевна. Она сыплет фамилиями своих старших коллег-наставников, которые помогали ей во время работы в Амтинской школе: Коваленко Валентина …, Попова Валентина Ивановна. В десятой школе Наталье Геннадьевне сразу достались первоклашки, 1 «в». Ей опять повезло с наставниками: в параллели на двух других первых классах в тот момент работали Домарева Мила Антоновна и Солнцева Раиса Ульяновна – асы во всех преподавательских методиках, всегда готовы были подсказать, помочь. Не отказывали в поддержке и другие коллеги.

   — Учитель начальных классов – это педагог-универсал, который обязан знать и точнеы науки, и гуманитарные. Не сложно? – интересуюсь я. Наталья Геннадьевна улыбается в ответ:

   — А вы знаете, учить детей всегда сложно. Учитель должен сам всегда учиться. Они же, детки, стараются во все вникнуть, всё узнать, современные дети умеют разыскивать информацию и пользоваться различными гаджетами… Идя на урок, всегда нужно быть готовым ко всему. Особенно, когда идешь к малышам, потому что они – особенные, они «почемучки», у них всегда много вопросов. Да, наверное, сложно, но в то же время очень интересно. Мы же работаем с детьми, а это маленькие – но уже личности.

   — А было такое, чтобы вы не могли ответить на их вопросы? – спрашиваю у педагога.

   — Конечно, было, и не раз! – отвечает Наталья Геннадьевна. – Обычно я выходила из ситуации так: «Ой, какой интересный вопрос! А можно я подумаю и позже отвечу?». И потом только об этом и думаешь, ищешь ответ в книгах, в интернете… Но! Не ответить ребёнку на вопрос, оставить без внимания – этого нельзя делать! Если так поступишь, дети потом в тебя не поверят.

      Директором Верхне-Серебряковской средней школы Наталья Геннадьевна работает уже шестой год. Новая должность принесла новые заботы и, безусловно, новый уровень ответственности. Наталья Геннадьевна признается: начинать было сложно. Приехать на новое место работы, в совершенно чужой, незнакомый коллектив, да ещё на руководящую должность – это всегда испытание. Однако коллектив оказался хорошим, дружным, работающим, контакт был налажен. Сейчас все вместе работают с одной общей целью: сделать так, чтобы ученики получили необходимые знания, умения, навыки, чтобы успешно сдали выпускные экзамены и ушли во взрослую жизнь сформировавшимися личностями.

   — Задачи, которые мне приходится решать, будучи директором, отличаются от задач учителя. Но цель-то у нас у всех одна – обучение детей, создать условия для того, чтобы детям было комфортно учиться, чтобы в школу они шли с удовольствием, — рассказывает Наталья Геннадьевна. – Постоянно решаем не только учебно-воспитательные, но и бытовые задачи. Многое было сделано в школе: прошел капитальный ремонт пищеблока и спортзала, выборочный капитальный ремонт здания – крыши, крыльца, сделали отмостки. Хозяйственные нужды и учебный процесс переплетаются между собой, одно зависит от другого. К нам в школу в рамках программы «Земский учитель» в 2020 году приехали три новых специалиста. В этом году в рамках реализации национального проекта «Образование» открылись «Точки роста» — это два кабинета с современным оборудованием, один естественнонаучной, а второй технологической направленности. Все делается для детей.

   Наталья Геннадьевна признается: вся её жизнь сложилась так, что она была связана со школой, с детьми, с педагогической работой. Да, так оно и бывает у педагогов – особенно у неравнодушных, любящих свою профессию, преданных ей. И при этом не забывают и о семейных ценностях. Наталья Геннадьевна вырастила двоих детей, дочь и сына, сейчас у неё есть двенадцатилетний внук, который учится в шестом классе. «Всё как у всех», — скромно говорит она. Однако у учителей «как у всех» не бывает – просто потому, что они отдают себя, своё сердце, детям. И его, учительского большого сердца, хватает на всех.

   — День учителя – это праздник, который касается всех и каждого, — считает Наталья Геннадьевна. – Каждый ребенок идет в школу, его родители мечтают, чтоб он выучился и стал достойным человеком. А наша задача – учить детей и самим постоянно учиться. И не зря мы заботимся о комфортных условиях обучения.

   И это не просто слова. В Верхне-Серебряковской школе действительно очень уютно. Но главное здесь – не то, что в школе проходит ремонт или привозят новое оборудование. Скорее, это зависит от атмосферы, которую создает педагогический коллектив во главе с директором. Относиться к ученикам нужно с уважением, кричать на детей – не самый лучший вариант воспитания, считает Наталья Геннадьевна. Ученики её не боятся. В директорский кабинет в любой момент можно зайти – просто поздороваться, поделиться радостями и горестями, даже залечить ушибленную коленку. А от того, какая атмосфера в школе, зависят и успехи учеников.

   — Поздравляю всех работников образования района с профессиональным праздником – Днём учителя, — говорит Наталья Геннадьевна. – Желаю крепкого здоровья и, конечно, творческих успехов. Когда будет творческий подход, искорка в душе, желание работать – всё сложится!

11