В районе, Главная новость, Твои люди, район

90 лет — награда за достойную жизнь

   Те, кому сегодня исполнилось 90, пережили тяжелое детство, их юность пришлась на огненные военные годы, принесшие горе, голод, разруху, сломанные судьбы, страшные испытания. А послевоенные свершения в стране принадлежат их рукам, героическим трудовым будням, горячим и беспокойным сердцам, заботящимся о счастливом будущем России. Девяносто лет – юбиляр сам не верит в эту цифру. Казалось, только недавно было шестьдесят, семьдесят… Давайте вместе прокрутим киноплёнку  жизни нашей сегодняшней героини, отображающую различные временные промежутки и наиболее важные события в них. Это рассказ о жизни женщины, в которой отразилась судьба целого поколения, рожденного до войны.

   Мария Семёновна Фроленко всю свою трудовую жизнь отдала школе,   выпустила много умных и талантливых учеников, которые до сих пор звонят и заходят проведать своего любимого первого учителя, который открыл для них дорогу в мир знаний.

  19 ноября Марии Семёновне исполнится 90 лет. Накануне юбилея я тоже заглянула к ней в гости. Уже несколько лет женщина проживает у дочери — зрение сильно начало подводить.    Мария Семёновна встретила  с добродушной улыбкой. Усадив меня поудобнее,   попросила дочь достать альбом с фотографиями, который является настоящей семейной реликвией. Вся история семьи отражена на его страницах.

              Непростое детство

   Мария Семёновна родилась в казачьей семье в хуторе Гусынка  Боковского района, в те годы он назывался  Базковский район, а Ростовская область была Каменской областью. Отец был пекарем, а мать – домохозяйка. В семье было двое детей — она и младший брат Николай. Марусенька, так все её называли в хуторе, ходила в детский сад и очень любила своего воспитателя и с самого раннего детства твердила родителям, что, когда она вырастет, обязательно станет воспитателем или учителем. В те годы семья проживала в хуторе  Кружилинский, по соседству с М.А. Шолоховым. Когда Марусенька окончила третий класс, началась Великая Отечественная война. Отца призвали на фронт, а мама переехала с детьми в хутор Гусынка, в пустующий дом деда. Здесь девочка окончила 4 класс, а потом она обучалась в Грачёвской школе, до которой надо было идти 14 км туда и обратно.

   — Ходили пешком и в жару, и в холод, и по бездорожью, — вспоминает долгожительница. – Мы весело шагали в школу и обратно с песнями о Сталине. Во время войны было очень тяжело. Была нужда во всём: и в одежде, и в обуви, голодали. Ели лепёшки из листьев щавеля и мечтали о хлебе. Спасибо, была корова, она только и дала нам возможность выжить в то тяжкое время. В школе, кроме газет, писать было не на чем. Чернил тоже не было. Писали соком из бузины. Помню, как отступали фашисты, как гнала их Красная Армия вон. Тогда земля дрожала от танков и взрывов снарядов. Было очень страшно. Все жители нашего хутора прятались в подвале возле школы. Женщины выбрасывали белые платки, чтобы их не засыпало землёй.

   Дочь Галина Дмитриевна  перелистывает семейный альбом и комментирует фотографии, Мария Семёновна очень плохо видит.

   — Вот   мама — студентка педучилища, — показывая на фотографию совсем юной Марусеньки, но с очень целеустремлённым взглядом, рассказывает. – После окончания семи классов выбор у мамы всё же выпал на Вёшенское педагогическое училище, в которое она поступила в 1948 году. После его окончания  она продолжила учёбу в Шахтинском педагогическом институте.

             И Шолохов помог

   Мало кто знает, что Мария Семёновна оказалась в нашем районе благодаря самому Михаилу Александровичу Шолохову. И если бы не его участие в жизни Марусеньки,  никто не знает, как бы сложилась её судьба.   

   — В те послевоенные годы с трудоустройством было очень тяжело, особенно в хуторах, — продолжает свой рассказ Мария Семёновна, — Образование-то я получила, а работы в районе не было. Помочь в трудоустройстве некому. Отец с войны так и не  вернулся, погиб под Кисловодском, а мама была неграмотной, скромной женщиной- труженицей. Мне люди посоветовали обратиться за помощью к Михаилу Шолохову. Мне было очень неудобно, но я его знала с детства и пошла к нему в соседний хутор. Михаил Александрович хорошо меня принял, выслушал и сделал звонок. Потом он мне сказал, чтобы я ехала в ОблОНО и что работа у меня будет.

   Я не стала медлить и поехала в область на следующий день, а там меня уже ждало направление на работу в Зимовниковский район. Вот так я сюда и попала.  

            Учительская стезя

  Труд сельского учителя никогда не был легким. Это нервная, напряженная работа, требующая самодисциплины, ответственности, умения потребовать с себя и других и, конечно, любви к профессии, к ученикам. Здесь одного трудолюбия и хороших знаний недостаточно. Нужны особые, педагогические способности, без чего труд учителя обречен на провал.

  Образование – основа основ любой социальной системы. Учитель советской школы волей-неволей становился бойцом идеологического фронта и он держал этот фронт, как бы трудно ему ни приходилось.

  Мария Семёновна сначала получила направление в школу овцесовхоза № 7 (х. Красностепной), затем её перевели  в Верхне-Серебряковскую школу. Она преподавала русский язык и литературное чтение в старших классах и географию в 6 классе.

Через несколько лет её перевели работать в посёлок  Зимовники по специальности – учителем начальных классов. Сперва она работала в Кучманской школе, а потом — в школе № 10.

   В своей работе она всегда старалась трудное  делать доступным, понятным, применяя свой опыт, профессионализм, твердо веря в успех своего дела. Занималась с учениками не только на уроках, но и дополнительно. И в результате её ученики с хорошими отметками заканчивали начальную школу,  она давала им прекрасную базу для  дальнейшей учёбы. Сколько выпусков она сделала уже сейчас и не помнит, но многие из учеников её до сих пор считают своей второй мамой.

   Не найдется ученика, который получил бы у Марии Семёновны незаслуженную оценку. Исключительная принципиальность, пунктуальность в работе. В школе находилась до вечера, оказывая помощь тем, кому учёба давалась нелегко. Всегда приходила на помощь молодым учителям, делясь с ними опытом работы.

   Всю свою жизнь она посвятила школе и в 1987 году ушла на заслуженный отдых. Её труд не остался незамеченным. В её семейном архиве множество Почётных грамот от районо, Зимовниковского райкома КПСС, райкома профсоюза работников просвещения, ОБЛоно, Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюзных работников просвещения, награждена медалью «Ветеран труда» и многими другими наградами. 

                       Личная жизнь

  Когда Марию Семёновну перевели работать в поселковую школу,  она здесь познакомилась с молодым человеком, с красавцем- моряком Фроленко Дмитрием Ивановичем. Это была любовь с первого взгляда, притом обоюдная. Через полгода молодые поженились. В семейном альбоме имеются и весёлые свадебные фотографии.

   По характеру они прекрасно подходили друг другу: энергичную, властную, волевую Марию Семёновну уравновешивал спокойный, флегматичный Дмитрий Иванович.  Оба были умны, трудолюбивы, преданны каждый своему делу. Общительные, доброжелательные к людям. Супруги всю работу по дому делали сообща. 

  — Муж у меня был прекрасным человеком и хорошим семьянином. Он меня очень понимал и любил, но, к сожалению, очень рано ушёл из жизни. Так что детей Сергея и Галочку  я поднимала сама. Я очень рада, что моя дочь Галина пошла по моим стопам и всю жизнь проработала учителем начальных классов. Теперь она уже на заслуженном отдыхе. Я счастливая мама, бабушка и прабабушка. Мои дети подарили мне четырёх внуков, а внуки – пятерых правнуков.

                 Прожила четыре    поколения

    – Я просто обожала свою профессию, — отметила в заключение нашего разговора моя героиня. — Что там говорить, школа всегда была моим вторым домом. Работы было много. Вместе с детьми мы оформляли цветники и даже создали свою коллекцию сельскохозяйственных растений. Жили и работали мы весело, дружно, с энтузиазмом: организовывали походы, участвовали в соревнованиях. Ну, а с двоечниками занимались после уроков, подтягивали. Многие из моих учеников многого добились в жизни.  Навещают меня, с праздниками поздравляют.

   Сейчас я уже не выхожу в посёлок, зрение подводит, а раньше иду, а ко мне подходят, спрашивают: «Мария Семёновна, Вы меня помните»? Я не помню не потому, что состарилась, а потому, что они уже выросли, возмужали. Для меня же они маленькими остались. Как-то пришел сын и говорит: «Мама, твоя ученица передавала тебе привет». Назвал фамилию, а я отвечаю: «Помню, голубоглазая такая»! Сын засмеялся: «Мама, я на глаза не обратил внимания, как ты это помнить можешь»? А я помню, детские глазки не забудешь…

   Коллектив в нашей школе был просто замечательный. Работали очень хорошие учителя, любящие свою работу и детей. Дружили и друг другу всегда помогали.

  Сейчас, к сожалению, многое в школе изменилось, и к учителям раньше по-другому относились. Раньше и одевались педагоги по-другому. Никаких украшений, специальная учительская форма строгого цвета, с белыми воротничками. У меня она до сих пор сохранилась, — указывает Мария Семёновна  на платяной шкаф.– Как-то мне муж подарил украшение. Так я не могла его носить, не привыкла!

  Однажды начала сетовать на нынешнее поколение, мол, как все изменилось, молодежь другой стала. Дети мои ответили мне тогда, что каждые 20 лет меняется поколение, а я, получается, прожила четыре поколения, живу в пятом – все поменялось со временем, и взгляды, и понятия, и взаимоотношения между людьми. Муж тоже мне всегда говорил: «Маша, милая, твои взгляды устарели…» Но я считаю, что в жизни, в семье, в работе должно быть что-то святое, вечное, незыблемое – то, что никогда не меняется!

     Как-то правнучка поделилась со мной, что не знает, куда поступать. Я тогда сказала: главное – любить то, чем занимаешься. А потом задумалась, куда мы с учителями ребят только ни возили, чтобы познакомить с разными специальностями.  А после окончания учебы выпускников обеспечивали работой: существовало распределение. К нему можно относиться по-разному, но все равно это благо: молодому специалисту предоставляли работу, для которой необходимо образование, полученное в вузе, хотя бы на три года, а там он уже сам решал, менять место работы или нет.

   Все годы педагогической деятельности Мария Семёновна  дарила тепло и свет подрастающему поколению. Открывала неповторимый мир своим воспитанникам, умело вела их по тропинкам любви и доброты, зажигая в их трепетных сердцах огонек любознательности, веры в справедливость, веры в себя. Говорят, что те, кто отдал жизнь школе, остаются учителями навсегда. Мария Семёновна доказала это всей своей жизнью.

  Спасибо Вам, Мария Семёновна,  за «сердце такое, что выше звёзд и глубже морей». Пожелаем же Вам крепкого здоровья и благополучия, бодрости, сил и отличного настроения!

9