Главная новость

Почему нефть дешевеет, а бензин в России — нет?

На фоне обвала мировых цен на нефть, читатели задали вопрос, почему не дешевеет бензин, ведь сырье стало дешевым? Мы нашли ответ на этот вопрос.

Казалось бы, если цены на нефть идут вниз, то и бензин в России должен дешеветь. Однако применительно к нашей стране это утверждение неверно.

Например, в США есть прямая зависимость стоимости топлива от цены сырой нефти. Стоимость литра бензина складывается из следующих составляющих: на 56% цена состоит из себестоимости сырой нефти, ещё 15% — это нефтепереработка, 12% — доставка и продажа и лишь 17% — это налоги.

Принципиально иная ситуация образовалась в России. Сырьё составляет всего (!) около 8% от стоимости литра топлива, переработка — примерно 10%, доставка и продажа — около 9%, а налоги при таком раскладе — 73%.

«У нас де-факто существует госрегулирование цены. С 2009 года цены на топливо растут в рамках инфляции. У нас снижение цен на нефть влияет на экспортную альтернативу и, как следствие, на внутренний рынок. Но мы же знаем, что происходит у нас при снижении цены на нефть. У нас пропорционально дешевеет национальная валюта», — сказал Павел Баженов, президент независимого топливного союза.

По его мнению, цены на топливо будут не падать, а расти в рамках инфляции. На это также влияют потери нефтяных компаний из-за падения цен на нефть и обвала акций.

В перспективе экономисты ждут стабилизации цен на рынке нефти, так как любые действия в этом состоянии могут обернуться себе в убыток, будь то резкая продажа рубля гражданами или скупка всевозможных товаров. Чрезвычайно низкие цены на нефть очень невыгодны Саудовской Аравии, бюджет которой сводится при цене вообще в 70-80 долларов. У Эр-Рияда нет ФНБ, как у России, поэтому долго «стрелять в собственную ногу» саудиты вряд ли будут.

Россия же в данный момент будет полагаться на средства фонда национального благосостояния (ФНБ), однако пока открытым остаётся вопрос о балансировке бюджета в условиях, когда резервные средства должны идти на поддержку экономики в кризис.

5