Скрытая

Служба в памяти навсегда

Несущийся по полю и стреляющий танк — зрелище завораживающее. Танк — это мощь и сила! Многим зимовниковцам довелось служить в танковых войсках, но прежде, чем стать настоящими танкистами, все они учились водить танк в «учебке».

Всем водителям запоминается ощущение, когда получены права, и первый раз едешь на машине без инструктора. Вроде бы знаешь и умеешь, а всё равно волнительно. Интересно, а как чувствует себя человек, впервые севший за рычаги танка?

Несмотря на свой почтенный возраст Михаил Георгиевич Пискарёв, а ему совсем недавно исполнился 91 год, свою армейскую службу помнит, будто это было вчера. А служить ему пришлось более трех лет — с 1947 по 1951 год — в составе третьей ударной армии в 136 гвардейском ордена Кутузова, Александра Невского Мелитопольском тяжело-танковом самоходном полку на территории Германии, в городе Магдебурге. Он служил именно в Идрицкой дивизии, которая водрузила в 1945 году знамя на Рейхстаге. Флаг Идрицкой дивизии — это то самое Знамя Победы, которое советские воины водрузили в ночь с 30 апреля на 1 мая 1945 года на крыше здания Рейхстага.

— Так что мне довелось служить в великой и знаменитой дивизии, — вспоминает Михаил Георгиевич. — Конечно, когда меня призвали в 1947 году, я не сразу попал на службу в Германию, сначала нас отправили в учебку, в Новороссийск, а потом уже в Германию. Служить там молодым парням было непросто.

С этим не поспоришь, ведь совсем мало времени прошло со дня окончания войны, ещё кровоточили и болели у страны и у народа и телесные, и душевные раны. Ведь не было такой семьи в нашей стране, которую бы война обошла стороной. Весь советский народ ненавидел фашистов. Вот и молодые парни, у которых война отобрала детство и они рано повзрослели, поначалу не знали, как будут служить в Германии, как себя поведут при встрече с местным населением. Но в те годы были прекрасные политруки, которые занимались политической подготовкой, и ребята несли службу достойно.

— Конечно, тогда танки были совершенно другими, но на то время равным этому танку не было нигде — ни в Америке, ни в Eвропе, — продолжает свой рассказ долгожитель. — Я служил на танке ИСУ -152, его мы между собой называли «Иосиф Сталин самоходная установка». Эти танки начали выпускать в 1944 году. Танк мог развивать скорость 37 км в час, его длина была 6 м 77 см, ширина 3 м 07 см, высота 2 м 48 см, а броня 90 мм. А весил такой танк 46 тонн.

ИСУ-152 могла поражать любые типы танков и самоходок вермахта. Сами за себя говорят прозвища ИСУ-152: советское «Зверобой» и немецкое «Dosenoffher» (открыватель консервных банок). Солидное бронирование самоходки позволяло ей занимать огневые позиции, недоступные буксируемой артиллерии, и поражать цель выстрелами прямой наводкой. ИСУ-152 обладала хорошей живучестью под огнем противника и высокой ремонтопригодностью. Мобильность, хорошее бронирование и огромная разрушительная сила 43-килограммового фугасного снаряда делали самоходку страшным врагом для окопавшегося противника.

Михаил Георгиевич в танковом экипаже занимал должность командира орудия

— Служили мы дружно и даже подумать тогда не могли, что когда-нибудь в армии появится некая дедовщина. Тогда не до баловства было. Каждый солдат старался освоить как можно больше теории и практики, — продолжает свой рассказ ветеран. — Три года службы промчались быстро. Никаких раньше отпусков домой не давали. А домой я вернулся в звании сержанта и с целой папкой похвальных листов за примерную службу.

… Михаил Георгиевич ещё долго и увлеченно рассказывал нам о танках, об особенностях конструкции танков разных типов. Что-то объясняет понятно и интересно, а в каких-то местах настолько специфично, что несведущему в танковых делах человеку не разобраться.

— А что, Михаил Георгиевич, вот если бы сейчас возле дома стоял танк, смогли бы в него забраться, завести и поехать? — задаю последний, в какой-то степени из разряда провокационных вопрос и слышу четкий ответ:

— Разумеется, завел бы и поехал, ведь танк -тот же самый трактор, есть только некоторые особенности запуска двигателя.

Об особенностях запуска двигателя танка расспрашивать я не стала, пусть танкисты между собой об этом рассуждают.

Начиная с 1947 года, свой профессиональный праздник танкисты отмечают ежегодно во второе воскресенье сентября. Танкисты в фонтанах не купаются, с флагами не шествуют, а отмечают свой праздник просто, потому что люди они добрые и скромные. Ну и хорошо! А то представляете, как долго пришлось бы восстанавливать посёлок?!

5